Андрей Колесников, директор Координационного центра национального домена сети интернет
16.07.2013

С 1 декабря российские абоненты мобильной связи смогут сменить сотовую компанию с сохранением номера. Техническую возможность для таких переходов должен обеспечить реестр перенесенных номеров. Оператором этого реестра руководство Минкомсвязи хочет назначить Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ) - компанию, управляющую доменами .ru и .рф. Директор КЦ Андрей Колесников рассказал корреспонденту "Известий", как будет функционировать переносимость сотовых номеров.

- Почему оператором реестра не назначат кого-то из операторов связи?

- Изначально поставлено условие, что ни один оператор связи не должен этим заниматься. Оператор реестра не может быть аффилирован с группами интересов телекоммуникационного рынка.

- Переносимость обеспечат только для мобильных номеров?

- Сейчас речь идет о Mobile number portability (MNP) внутри федерального округа. Но я думаю, что это только первый шаг. Вероятно, в ближайшем будущем нас ожидает введение переносимости мобильных номеров между федеральными округами, а затем и переносимость фиксированных номеров. При планировании базы данных мы рассчитываем на дальнейшее развитие и закладываем соответствующий функционал.

- Во сколько обойдется переход пользователю?

- 100 рублей за перенос.

- Как эта процедура будет выглядеть для обычных людей?

- Скорее всего, на первом этапе всё будет происходить в офисах продаж сотовых компаний. Человек приходит в офис оператора, к которому хочет перейти, и сообщает о своем желании. Он называет свой номер, заполняет анкету, заключает договор, выбирает тарифный план. Менеджер вбивает данные в систему, после чего начинается процедура переноса.

- Сколько будет длиться переход?

- Срок регламентируется правилами оказания услуги мобильной связи. Это восемь дней, если у человека, желающего сменить оператора, нет задолженности.

- Почему именно восемь дней?

- Операторы посчитали: нужно время, чтобы убедиться, что у абонента нет долгов, в том числе по роумингу, где данные приходят с запозданием.

- Задолженность перед одним оператором нельзя перевести на другого?

- К сожалению, нельзя: это неудобство обусловлено текущим законодательством. Абоненту сообщат о его задолженности, и он не сможет сменить оператора, пока не погасит долг.

- То есть база по задолженностям будет открыта для всех операторов связи?

- Наша система сама по себе не обладает знаниями о клиенте. Она лишь обеспечивает обмен информацией между операторами. Когда задолженность будет погашена, переход можно будет осуществить.

- Будут ли ограничения по частоте переходов?

- Изначально шла речь о шести месяцах. Но, насколько я понимаю, Минюст не согласился, сказав, что нельзя ограничивать права потребителей. Так что на следующий же день после окончания переноса можно будет менять оператора снова.

- Иногда операторы связи совершают какие-то действия, фактически не уведомляя абонента. Не сможет ли оператор связи по своей инициативе перевести к себе чужого клиента? Будут ли какие-то подтверждения, что абонент действительно сам решил перейти?

- Без заявления абонента это будет невозможно. В процесс встроены проверки, чтобы  избежать мошенничества. Этому уделяется особое внимание со стороны операторов.

- Сейчас к моей банковской карточке подключена услуга SMS-уведомлений об операциях с ней. Будут ли эти извещения по-прежнему поступать после перехода к другому сотовому оператору?

- Помимо обычного номера телефона, существует еще один номер - технический или операторский. Он прописан на SIM-карте. Когда человек перейдет к другому оператору связи с сохранением номера, ему придется поменять SIM-карту. А затем подать заявление в банк, чтобы они заново привязали номер к услуге мобильного банкинга.

- То есть SIM-карту надо будет сменить при переходе от одного оператора к другому?

- Да. Надо будет вытащить старую SIM-карту и вставить новую, которую выдадут в офисе продаж нового оператора.

- Какие услуги пользователю придется переподключать?

- Бесплатные услуги переподключать будет не нужно, а вот банковские - обязательно. 

- Если в процессе перехода пользователь передумает?

- Предусмотрена возможность остановки переноса. Очевидно, для этого клиенту придется еще раз прийти в офис оператора.

- Придется ли что-то менять в терминалах оплаты за телефон?

- Сегодня принадлежность к тому или иному оператору связи определяется по телефонному коду. Например, "903" — это "ВымпелКом", а "925" — это "МегаФон". С 1 декабря необходимо будет проверять каждый индивидуальный номер. Это серьезная нагрузка на систему, и мы посчитали важным построить ее таким образом, чтобы информация о перенесенных номерах была максимально доступна для всех потребителей. Система рассчитана на обслуживание до 10 млрд запросов в сутки.

- Поскольку вы подключаете платежные системы к вашей базе данных, будет ли у этих систем возможность получить персональные данные пользователей?

- В базе перенесенных номеров не хранится никакой информации об абоненте. Эта информация передается от одного оператора к другому. А платежные системы используют только номер телефона и его текущую принадлежность оператору.

- У многих операторов есть тарифы типа "звонки внутри сети - дешевле". И есть люди, которые из экономии совершают звонки только внутри сети. Как они смогут понять, перешел ли абонент к другому оператору или нет?

- Мы планируем сделать публичный сервис, где можно будет проверить текущую принадлежность номера.

- Вы называетесь Координационный центр национального домена сети интернет. Будете ли менять название в связи с новым видом деятельности?

- Нет. Совет КЦ утвердил небольшие изменения в уставе, который проходит перерегистрацию в Минюсте. Добавили пункт о новых услугах.

- Когда начнется тестирование системы?

- Тестирование идет. Вопрос с назначением оператора базы данных перенесенных номеров еще не решен, но по нашему плану 1 ноября мы должны закончить все работы. После этого наступит месяц тишины для поиска различных багов. А в эксплуатацию надо будет запуститься 1 декабря в соответствии с требованиями закона.