Даниил Сидоров
© ComNews
12.08.2013

Во II квартале "ВымпелКом" не смог догнать "МегаФон" по количеству мобильных абонентов в России (64 млн против 67,1 млн) и выручке от этой услуги (61,3 млрд против 62,8 млрд руб.), однако обошел конкурента по консолидированной выручке (73,8 млрд против 71,3 млрд руб.). Эксперты считают такие показатели ожидаемыми, а результаты "МегаФона" оценивают как удачные.

Оба оператора обнародовали итоги II квартала 2013 г. на прошлой неделе.

Консолидированная выручка ОАО "ВымпелКом" в РФ за квартал достигла 73,81 млрд руб., причем ее динамика осталась на уровне предыдущего периода - 5% год к году. Выручка от услуг сотовой связи поднялась на 6% год к году и достигла 61,3 млрд руб. Показатель EBITDA вырос на 4% и составил 31,519 млрд руб.

Выручка ОАО "МегаФон" во II квартале увеличилась на 8,4% - до 72,23 млрд руб. 99% этой суммы приходится на российский рынок (71,46 млрд руб.). Мобильный сегмент принес оператору 63,57 млрд руб., что соответствует 6,8% роста (по России - 62,81 млрд руб. и 6,7% соответственно). OIBDA возросла на 21,8% год к году - до 34,23 млрд руб.

"ВымпелКом" обогнал своего конкурента по выручке, но в абсолютном значении, - комментирует аналитик ИК "Русс-Инвест" Мария Шишкина. - Динамика роста оставляет желать лучшего, хотя для "ВымпелКома" она и стабильная".

"Обе компании отчитались неплохо, но "МегаФон" лучше по всем основным статьям, - дополняет ее коллега из Райффайзенбанка Сергей Либин. - Его показатели превзошли ожидания, в то время как "ВымпелКом" работал на уровне ожиданий".

В то же время "ВымпелКом" продолжает активно наращивать доходы за счет передачи данных. В I квартале он уже опередил "МегаФон" по темпам роста выручки от мобильного Интернета (31% и 22,4% соответственно), однако в абсолютном показателе лидировал "МегаФон" - 10,36 млрд руб. против 7,19 млрд. Во II квартале динамика продолжилась - рост выручки "ВымпелКома" составил 37% год к году, до 7,64 млрд руб. У его конкурента выручка от передачи мобильных данных увеличилась на 28,7% и "доросла" до 11,563 млрд руб.

Сергей Либин объясняет высокие темпы "ВымпелКома" так называемым эффектом низкой базы. Такую оценку разделяет и Мария Шишкина. "В абсолютном значении у оператора остается огромный потенциал. Плюс к этому у "МегаФона" выручка от передачи мобильных данных составляет 18,2% от совокупной выручки от услуг мобильной связи, у "ВымпелКома" - 12,5%", - рассуждает она.

"ВымпелКом" пока не смог выполнить задачу, которую ставили акционеры перед руководством компании, - отставание по количеству абонентов не сокращается. База оператора в мобильном сегменте по итогам II квартала увеличилась на 2%, до 57,09 млн пользователей. При этом база "МегаФона" выросла на 3,2% и составила 64,07 млн абонентов.

Последняя тенденция уже породила слухи о возможной отставке генерального директора "ВымпелКома" Антона Кудряшова, назначенного в январе 2012 г. (см. новость на ComNews от 7 августа 2013 г.). Впрочем, глава Vimpelcom Ltd. Джо Лундер уверенно их опроверг.

Сам Кудряшов назвал эти обсуждения "абсурдными". Компания вступает в период ренессанса, настаивает он: в прошлом году "ВымпелКом" развернул многолетний тренд по негативной динамике операционной прибыли и теперь закрепляет этот успех. Впервые за много лет у оператора есть четкая программа и ресурсы для решения проблем, связанных с недоинвестированием в 3G, розницу и с неблагоприятной структурой абонентской базы, указывает Кудряшов. Он говорит, что чувствует поддержку, часто высказываемую публично, как со стороны менеджмента материнской компании Vimpelcom, так и со стороны акционеров.