12.08.2013

Входящему в большую сотовую тройку оператору не нужны два бренда. После поглощения "МегаФоном" бренд Yota будет ликвидирован.

После одобрения советом директоров "МегаФона" покупки группы "Скартел/Йота" начался процесс слияния активов. В ходе этого слияния бренд Yota исчезнет, рассказали "Известиям" источники, близкие к руководству "Скартела".

Под брендом Yota сейчас оказывают услуги беспроводного доступа в интернет (технология четвертого поколения LTE) в 29 регионах России. Однако в "МегаФоне" не видят причин одновременно развивать две торговые марки для таких услуг, сообщили "Известиям" источники.

По словам одного из собеседников "Известий", первоначально в "МегаФоне" рассматривалось два сценария дальнейшего развития LTE-сети. При первом сценарии Yota становилась премиальной маркой для продажи услуг LTE, а "МегаФон" — для массового рынка. При втором — бренд Yota должен был прекратить существование.

— В компании выбрали второй сценарий. Это подтверждается и косвенно: Yota анонсировала какое-то мероприятие, затем отменяла его, а мероприятие с таким же сценарием и теми же новостями проводил через несколько дней "МегаФон", — говорит источник.

В пресс-службе "Скартела" информацию о ликвидации бренда опровергают. Пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина сообщила "Известиям", что "до закрытия сделки о ликвидации бренда Yota говорить преждевременно".

По мнению независимых экспертов, поддерживать две торговые марки одновременно не имеет большого смысла.

— На мой взгляд, бренд Yota стоит $300–400 млн, а бренд "МегаФона" во много раз больше. Развивать бренд, который практически не имеет широкой известности, просто нет смысла. Конечно, его можно было бы продать какому-либо оператору, но, мне кажется, сейчас нет покупателей, которые могли бы быть в нем заинтересованы. Так что ликвидация выглядит вполне логично, — считает управляющий директор агентства Brandlab Александр Еременко.

Компания "Скартел" создана в 2006 году, до прошлого года ее возглавлял Денис Свердлов (с июля 2012 года до августа 2013-го — замминистра связи и массовых коммуникаций). Первоначально оператор, работавший под торговой маркой Yota, планировал создать федеральную WiMAX-сеть. Спустя несколько лет в капитал компании вошла корпорация "Ростехнологии", и оператор начал международную экспансию — запущены WiMAX-сети в Белоруссии, Никарагуа и Венесуэле, впоследствии все они были свернуты. В 2011 году оператор объявил о планах развития сети LTE федерального масштаба взамен так и не ставшей популярной WiMAX.

В 2012 году "Скартел" и четыре крупнейших телекоммуникационных оператора России — "МегаФон", МТС, "ВымпелКом" и "Ростелеком" — объявили о проекте консорциума. Планировалось, что четыре компании выкупят часть акций "Скартела", на полученные средства будет построена федеральная LTE-сеть, к которой получат доступ все вложившиеся в проект операторы. Однако консорциум так и не был создан. Несмотря на это, "Скартел" все-таки нашел нового инвестора, им стала компания Garsdale, контролируемая Алишером Усмановым и владеющая также ОАО "МегаФон". Одновременно с началом строительства сети LTE компания была разделена на два юридических лица — сам "Скартел" и сервисную компанию "Йота" (бренд Yota).

8 августа совет директоров ОАО "МегаФон" одобрил приобретение "Скартел/Йота" за $1,18 млрд.