Даниил Сидоров
© ComNews
23.08.2013

Минкомсвязи разработало новую концепцию мультисервисных сетей, в ее рамках предполагается два типа операторов: обычные и федеральные, причем только вторые смогут пропускать IP-трафик за границу. На статус федерального оператора смогут претендовать не менее 10 игроков, прогнозирует идеолог концепции Элдар Разроев. Участники рынка сомневаются и опасаются, что новый порядок уничтожит конкуренцию.

Концепция предполагает, что российские операторы мультисервисных сетей будут разделены на две категории: простые и федеральные (ФОС). При этом эксклюзивное право на пропуск трансграничного IP-трафика будет только у федеральных операторов. В то же время операторы, работающие в нынешней модели, смогут напрямую соединяться с зарубежными сетями связи.

"По нашим оценкам, будет не менее 10 новых операторов связи до 2020 г. Есть довольно жесткие правила по входу в этот список, но это переговорная позиция. Для входа в этот перечень не потребуется никаких дополнительных инвестиций", - заявил вчера советник министра связи и массовых коммуникаций Элдар Разроев на круглом столе "Взаимодействие регулятора и крупнейших операторов связи: инициативы и законотворчество", организованном Аналитическим центром при правительстве РФ в Москве.

Общее количество вновь созданных рабочих мест в ИКТ-отрасли, по оценкам Минкомсвязи, составит 100-150 тыс., а прогнозируемый дополнительный вклад в ВВП достигнет 178 млрд руб. в 2020 г.

По мнению Разроева, в процессе обсуждения концепции с операторами необходимо создать механизмы, которые позволят подвести хотя бы одну современную линию связи ко всем городам с населением не меньше 100 тыс. человек. "Таким образом, новые федеральные операторы позволят обеспечить всем пользователям этих городов подключение к высокоскоростным каналам Интернета", - отметил чиновник.

В разговоре с журналистами советник главы Минкомсвязи добавил, что после введения в действие новой концепции мультисервисных сетей нынешнее регулирование в области связи продолжит действовать в течение неопределенного времени. Операторы смогут сами выбирать, по какой модели работать, однако большинство из них предпочтут новую схему как более выгодную, надеется Разроев.

"Выбран путь создания "островков" регулирования", - говорит он. По его мнению, в сегодняшней ситуации опасен как радикальный переход на новую модель, так и компромиссный вариант, который может свести на нет все новшества. Министерство предлагает определить некоторые участки, где будет работать новая версия регулирования, а в случае положительного результата – распространить ее на отрасль.

Большинство участников рынка подвергли критике положения концепции. Так, заместитель руководителя Роскомнадзора Александр Панков заявил, что из заявленного министерством "набора правовых механизмов" не следует достижение сформулированных задач. По его словам, в обнародованных тезисах не дано определение такому фундаментальному моменту, как ликвидация цифрового неравенства. "Задача концепции – стимулировать развитие сетей связи, включая удаленные регионы. Из-за того что операторы меняют статус и системные ограничения, ничего не изменится", - обеспокоен чиновник.

Также Панков полагает, что концепцию вряд ли удастся оформить в виде нормативно-правового акта к марту 2014 г. – ее согласование планировалось завершить в августе, а пока документ далек от этого. Вряд ли удастся в намеченный срок, до декабря, отработать все технические нововведения в опытной зоне сети связи. Тревогу Панкова вызвало и то, что роль надзорного ведомства "сведется к контролю качества связи и ведению рейтинга операторов" – по его мнению, такая идея идет вразрез с текущей госполитикой.

Советник министра связи Денис Свердлов (ранее занимал пост замминистра), напротив, полагает, что регуляторные функции следует сокращать. "Мы хотим максимально уйти от технологического регулирования и перейти к гражданско-правовому", - подтвердил он.

Последствия внедрения концепции, обрисованные партнером-аналитиком компании Ernst & Young Юрием Гедгафовым, не совпали с оценками министерства. По его расчетам, возросшие расходы на строительство сетей приведут к сильному обеднению операторов связи. В результате по оптимистичному сценарию статус федерального оператора получат всего три компании, а по пессимистичному – только одна. При этом небольшие игроки уйдут с рынка, а абонентские тарифы вырастут.

Директор по маркетингу ЗАО "РетнНет" Алексей Кипчатов был более сдержан в прогнозах, но негативного отношения также не скрывал: "Все, что здесь звучало, мы воспринимаем как направленное против нас". По его мнению, на статус ФОСа могут претендовать только пять операторов – представители "большой тройки" (МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом"), "Ростелеком" и "ТрансТелеКом".

Денис Свердлов назвал расчеты Юрия Гедгафова построенными на неверных допущениях. По его словам, операторы не обязаны прокладывать собственное "темное" оптоволокно, а могут и арендовать его. В ответ на это как Алексей Кипчатов, так и директор по развитию сетевой инфраструктуры "Яндекса" Алексей Соколов заявили, что сегодня в России рынка такой аренды не существует.

"Это и так, и не так, - возразил Элдар Разроев в беседе с журналистами. – Я не всегда был чиновником, и мне почему-то удавалось арендовать и "темное волокно", и каналы".

Некоторые участники дискуссии отмечали, что предложенный министерством вариант играет в пользу операторов голосовой связи и против интернет-компаний. "Проект концепции рискован, недоработан и идет против мировых трендов", - уверяет гендиректор Российской венчурной компании Игорь Агамирзян, назвавший телефонную связь атрибутом прошлого века. "Операторы данных окажутся в положении догоняющих", - предостерегает руководитель дирекции по инновациям Аналитического центра при правительстве РФ Юрий Аммосов.

В заключение дискуссии Элдар Разроев сообщил, что рабочая группа Минкомсвязи будет расширена с привлечением представителей операторов. Осенью проект концепции планируется вынести на правительственную комиссию по связи.