19.09.2013

Депутаты не хотят вносить его вторично без предметного разбора с вице-премьером, курирующим навигационную систему.

Законопроект "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС", неожиданно снятый с первого чтения в Госдуме в июне этого года, пока не будет вноситься повторно. Соавтор текста законопроекта депутат Игорь Руденский заявил "Известиям", что во второй раз документ будет внесен после обсуждения с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, ныне курирующим ГЛОНАСС.

— Новый куратор ГЛОНАСС Дмитрий Рогозин собирал совещание, где было сказано, что законопроект надо продвигать, но перед тем, как готовить его к повторному внесению, предстоит обсудить его с вице-премьером детально, — говорит Руденский. — Пока мы по этому вопросу с Дмитрием Олеговичем не встречались. Когда эта встреча будет, пока не знаю.

Законопроект "О системе "ЭРА-ГЛОНАСС" был подготовлен к внесению в Госдуму осенью прошлого года. В декабре Руденский направил его текст на экспертизу в правительство.

Система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" предусматривает оперативное информирование экстренных служб о ДТП: сообщение о местонахождении автомобиля, его номер, идентификатор VIN и имя владельца передаются по сети сотовой связи на диспетчерский пункт, после чего дежурный высылает на место "скорую", полицию и спасателей. В ближайшие годы на создание этой системы, призванной сократить смертность на дорогах на 10%, планируется потратить 2,53 млрд рублей, в штатном режиме она должна заработать весной 2014 года. Предположительно с 2016 года аппаратурой "ЭРА-ГЛОНАСС" будут оснащаться все новые автомобили, выпускаемые в РФ. Крупнейшие операторы сотовой связи России готовы создать для системы отдельную виртуальную сеть мобильной связи.

За пользователями системы "ЭРА" — собственниками транспортных средств — проект закрепляет право на бесплатную (в автоматическом или ручном режиме) передачу информации о ДТП или другой чрезвычайной ситуации на дорогах экстренным службам. При этом собственника хотят обязать устанавливать оборудование "ЭРА" за свой счет, если оно не установлено производителем. Затраты на обслуживание терминала также ложатся на собственника авто.

Отзыв на законопроект об "ЭРА-ГЛОНАСС" из правового управления правительства пришел в Госдуму весной этого года — там были рекомендации в основном технического характера. Текст законопроекта оперативно скорректировали, после чего он был официально внесен группой депутатов и назначен к первому чтению. Однако в июне Совет Госдумы принял решение перенести рассмотрение законопроекта на осеннюю сессию, так как в нем обнаружились новые нестыковки. Например, законопроект подразумевает передачу информации дежурно-диспетчерским службам по единому номеру "112". Но, согласно ФЦП "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"...", эта система может быть завершена только к 2017 году.

Глава некоммерческого партнерства (НП) "ГЛОНАСС" Александр Гурко рассчитывает, что законопроект "О системе "ЭРА-ГЛОНАСС" будет рассмотрен Госдумой в осеннюю сессию.

— В настоящий момент НП "ГЛОНАСС" проводит необходимые работы по сдаче системы госзаказчику в конце этого года, — говорит Гурко. — Недавно под руководством курирующего ГЛОНАСС в правительстве вице-премьера Дмитрия Рогозина состоялось заседание межведомственной рабочей группы, где обсудили внедрение ГЛОНАСС в различные сферы экономики РФ и продвижение спутниковых навигационных технологий в рамках международного сотрудничества.

В НП "ГЛОНАСС" добавили, что считают выявленные нестыковки в законопроекте преодолимыми. Экстренные оперативные службы также получают вызовы системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и имеют возможность голосового соединения с автомобилем, отметили в НП. Сейчас идет отработка интеграции "ЭРА-ГЛОНАСС" и систем управления экстренных служб. Поэтому в регионах, где система "112" функционирует, вызов и голосовое соединение "ЭРА-ГЛОНАСС" будут приходить оператору системы "112". А в регионах, где создание системы "112" не завершено — в службы экстренного реагирования "01"-"02"-"03" напрямую.

Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников приветствует перенос рассмотрения законопроекта:

— Чем в более долгий ящик его отложат, тем лучше. Транспортников только что заставили поставить "Глонасс"-терминалы для непрерывной передачи координат транспортного средства в диспетчерские центры, перевозчиков заставили установить тахографы. Еще один прибор, во многом дублирующий функции уже установленных, транспортникам не нужен. Тем более что эффективность "ЭРА-ГЛОНАСС" ничем не доказана.

В аппарате Дмитрия Рогозина не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.