19.09.2013

"Связной" улучшил структуру кредитного портфеля: теперь большинство займов — долгосрочные. Очевидно, ритейлеру помогло новое соглашение с крупнейшим кредитором — Сбербанком.

С января 2013 г. группа компаний "Связной" перезаключила кредитные соглашения с основными банками-кредиторами, пролонгировав сроки погашения займов, рассказал "Ведомостям" гендиректор "Связного" Майкл Тач. Если ранее короткие (менее года) кредитные линии составляли более 82% кредитного портфеля, то сейчас их доля сократилась до 32%, объясняет он.

По сведениям человека, знакомого с топ-менеджерами "Связного", средняя ставка по кредитам, привлеченным ритейлером, сейчас составляет около 11% годовых.

Чистый долг "Связного" на 1 января 2013 г. составлял, по словам Тача, 7 млрд руб. (годом ранее он был 8 млрд руб.). В конце июня 2013 г. у компании было шесть банков-кредиторов, а самым крупным был Сбербанк: он выдал сети кредитную линию на 5,6 млрд руб. сроком до 2015 г., говорит Тач. Кредит в Сбербанке на $190 млн группа взяла еще в ноябре 2011 г., заложив под него 35% акций ЗАО "Связной логистика" — своей основной "дочки". Этот залог сохраняется до сих пор, говорит Тач. По состоянию на май 2012 г. не менее 15% "Связной логистики" было также в залоге у Райффайзенбанка, а в целом в банках на тот момент был заложен контрольный пакет "дочки", рассказывал основной владелец Svyaznoy N.V. (материнская компания "Связного") Максим Ноготков впоследствии, добавив, что "ситуация все время меняется". Сейчас единственный заложенный актив "Связного" — 35% "Связной логистики", заложенных в Сбербанке, утверждает представитель группы. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.

Также среди кредиторов "Связного" — банк "Глобэкс" и "МДМ банк": последний в августе 2013 г. сообщил, что предоставил "Связному" кредитную линию объемом до 1 млрд руб. сроком на год.

Тач связывает улучшение структуры кредитного портфеля с финансовыми результатами "Связного" — в 2012 г. группа увеличила выручку на 32%, а соотношение чистый долг/EBITDA снизилось с 1,55 на конец 2011 г. до 1,48. Правда, показатель EBITDA в прошлом году уменьшился на 8% до 4,7 млрд руб., а чистая прибыль — на 16% до 1,61 млрд руб.: "Связной" открывал дополнительные точки продаж и запускал новые проекты (например, туристический онлайн-сервис "Связной трэвел"), объяснил представитель группы.