02.10.2013

Правительство готовит срочные меры поддержки производителей чипсетов и навигационного оборудования.

Правительство поручило Минпромторгу совместно с Минтрансом срочно разработать план ускоренного создания и внедрения конкурентоспособной отечественной электронной компонентной базы для навигационной аппаратуры. Поручение дано по итогам совещания межведомственной рабочей группы по ГЛОНАСС под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. По словам информированного источника в Роскосмосе, глава некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС" Александр Гурко на совещании описал ситуацию с выпускаемым российскими производителями навигационным оборудованием: рынок стремительно захватывают иностранные производители, российские компании конкуренции не выдерживают.

Александр Гурко эту информацию подтвердил:

— До 2011 года 70% российского рынка навигационных чипсетов контролировали местные компании. Начиная с 2012 года более 70% у иностранных — ST Microelectronics, MediaTek и других. Разработчики бортовых навигационно-связных устройств перешли на зарубежные чипсеты.

Гурко утверждает, что, если Россия уступит иностранным компаниям рынок наземного оборудования, это во многом девальвирует усилия по созданию собственной навигационной спутниковой системы.

— ГЛОНАСС создавался для обеспечения навигационного суверенитета России, чтобы не было технологической зависимости и в итоге экономической, — напоминает он. — По этим же причинам китайцы создают собственную навигационную систему, а европейцы свою. Никто нам не гарантирует, что через несколько лет в иностранном чипсете останется ГЛОНАСС. Там может быть GPS, китайская Beidou, европейская Galileo, но без ГЛОНАСС. Получается, что мы масштабируем рынок, а российские компании могут не стать его бенифициарами. Выход есть — нужно срочно объединить существующие в стране дизайн-центры и компетенции по разработке чипсетов и обеспечить их поддержку на уровне российских институтов развития. Тогда через полтора–два года мы получим свой чипсет. Сумма необходимых инвестиций не превышает 600 млн рублей.

Правительство объявило навигационный сигнал ГЛОНАСС бесплатным для всех групп потребителей, гарантировав поддержание его сегодняшних точностных характеристик (погрешность 3–5 м) на протяжении как минимум 15 лет: обязательства были озвучены в ноябре прошлого года на XII Международном форуме ICAO по аэронавигации в Монреале. При этом представители РФ много раз подчеркивали: создавая бесплатную для потребителя инфраструктуру, они дают возможность российским компаниям заработать на внедрениях ГЛОНАСС-технологий.

Рынок этих внедрений правительство создает планомерно: с начала этого года ГЛОНАСС-терминалами оборудован весь пассажирский транспорт и перевозчики опасных грузов. В следующем году вводится в строй система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", предусматривающая установку терминалов во все автомобили в России, Белоруссии и Казахстане. Рынок таких масштабов привлекает зарубежных производителей электроники, но место для российских производителей на нем резервировалось еще в предыдущей ФЦП ГЛОНАСС, рассчитанной на 2002–2011 годы. В смете той программы были средства на разработку наземной аппаратуры потребителей, но в 2008 году, при предкризисном секвестре, эти статьи из бюджета ФЦП вычеркнули.

— Подразумевалось, что финансирование данного направления возьмет на себя бизнес, — пояснил Гурко. — Но бизнес не сможет окупить эти инвестиции при том объеме рынка, который у нас есть. Мы все вместе продали 500 тыс. устройств в прошлом году. Разработка чипсета занимает два года, еще два года — жизненный цикл, за который ты должен окупить инвестиции. Притом что зарабатываешь $1–2 на каждом устройстве.

Генеральный директор холдинга "Росэлектроника" (входит в госкорпорацию "Ростех") Андрей Зверев считает, что государство должно внимательно отнестись к ситуации, но отмечает, что некоторые меры уже приняты.

— В ФЦП "Развитие ГЛОНАСС" на 2012–2020 годы предусмотрено финансирование разработки чипсетов в отечественных дизайн-центрах, — говорит Зверев. — Минпромторг заказал опытно-конструкторскую работу, в рамках которой ведется разработка шести навигационных чипсетов. Такая работа проводится предприятием, входящим в холдинг "Росэлектроника". По ее итогам будет достигнут технологический уровень чипсетов 65 нм, затем последуют аппаратурные опытно-конструкторские работы. В сложившейся ситуации поддержка государства необходима. Исходя из наличия конкурентных отечественных разработок, такие меры предпринимать не поздно.

Зверев отметил, что после вступления в ВТО Россия может ограничивать ввоз иностранной продукции только в рамках госзаказа, но может оговорить обязательное использование именно отечественных чипсетов в терминалах для коммунального транспорта, служб спасения, транспортного мониторинга, в системе "ЭРА-ГЛОНАСС".

— Эти меры станут стимулировать отечественных разработчиков компонентов для ГЛОНАСС. Хотя на наш рынок активно стремятся иностранцы, в России есть конкурентоспособные чипсеты. Так, отечественный приемник ГеоС-3M — совместная разработка НИИМА "Прогресс" и КБ "ГеоСтар навигация" — имеет габариты 10х10 мм и энергопотребление 100 мВт. Конкурирующий с ним приемник STA8088EX компании ST Microelectronics имеет габариты 9х9 мм и энергопотребление 180 мВт.

Глава компании "ГеоСтар навигация" Анатолий Коркуш отметил, что его компания испытывает дефицит инвестиций:

— Регулярно общаюсь со своими коллегами в Китае, Европе, США. Довольно часто им выделяют грантовые деньги по большому счету, не требуя ничего взамен, — лишь бы создавалась новая технология. В России таких институтов нет. Ни в "Роснано", ни в "Сколково" мы ничего не смогли получить, эти структуры рассчитаны на другой бизнес. Фактически мы занимаемся научной деятельностью, и коммерческие кредиты — не для нас. Микроэлектроника у нас в плохом состоянии, все разрабатывается плохо, медленно и в недостаточных объемах. Не 5–6 типов микросхем надо, а 50–60. И к тому же те разработки, которые финансируются бюджетом, принадлежат министерствам. Как эти продукты коммерциализировать, никто не знает.

По словам Коркуша, в 2011-м доля российского рынка его компании составляла 60%, в этом году она уже меньше до 15%.