17.10.2013

Инвестиции в интернет-стартапы, находящиеся на самой ранней стадии, в 2012 году достигли $370 млн, подсчитал Фонд развития интернет-инициатив. За год рынок вырос на 20%, но при этом основные препятствия развитию отрасли — ее непрозрачность и низкое качество проектов — остаются.

Объем российского рынка инвестиций бизнес-ангелов (инвестируют на этапе идеи) в стартапы в 2012 году составил $370 млн (на 20% больше, чем в 2011 году,— $310 млн), причем почти половину (около 42%) составляют неафишируемые сделки, следует из отчета, подготовленного Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ). Стандартный диапазон инвестиций на этой стадии составляет $20-300 тыс., инвесторы, как правило, получают в проекте долю 20-40%, которая при привлечении стартапами финансирования на следующих этапах дополнительно размывается на 10-20%. Важная особенность таких инвесторов — они предпочитают личный контакт с разработчиками, в отличие от венчурных фондов, которые регламентируют все процедуры.

По оценкам Национальной ассоциации бизнес-ангелов, в России около 2,5-3 тыс. активных бизнес-ангелов. Об эффективности их инвестиций можно будет судить через один-два года, когда ожидаются первые массовые выходы инвесторов из проектов, отмечается в исследовании. Пока же подавляющее большинство таких стартапов убыточно или же они вышли на небольшую прибыль, но реинвестируют ее в развитие бизнеса.

Во многом положительная динамика рынка частных инвестиций в интернет-проекты объясняется снижением необходимого объема вложений. Впрочем, факторов, сдерживающих развитие индустрии, еще больше. Например, это низкое качество стартапов (необоснованные амбиции основателей, завышенные требования к оценке компании, низкий уровень проработки бизнес-модели), недоверие между участниками венчурной индустрии, конкуренция ангельских инвестиций с государственными деньгами, констатируют опрошенные ФРИИ бизнес-ангелы. К этому добавляются проблемы российского правового поля — в частности необходимость оформлять множество бумаг при заключении сделок с ООО и недостатки в опционном законодательстве, осложняющие механизмы мотивации команды.

"Руководители стартапов переоценивают перспективность своих разработок",— соглашается основатель и гендиректор KupiVIP Оскар Хартман. По его мнению, большинство бизнес-ангелов работают с проектами не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы поддержать конкретного человека или необычную идею. "В России бизнес-ангелы воспринимают вложение денег в стартапы скорее как меценатство, стремление сделать что-то инновационное и в меньшей степени как инструмент зарабатывания денег,— полагает директор ФРИИ Кирилл Варламов.— С одной стороны, это следствие того, что венчурный рынок в России слишком молод, а значит, вложения в стартапы больше похожи на игру в рулетку, чем просчитываемый доход с какой-то вероятностью". Стартап не может быть качественным, именно поэтому бизнес-ангел и нужен — чтобы правильно конфигурировать бизнес: помочь с командой, стратегией, технологией, продуктом и позиционированием, считает вице-президент "Ростелекома" Алексей Басов. "Ангел входит в проекты, которые имеют максимальные риски, и минимизирует их своим опытом и связями,— говорит он.— Именно за счет этого он получает доходность, которую сложно представить на следующих раундах".