Даниил Сидоров
© ComNews
07.11.2013

Комитет Госдумы по информационной политике, ИТ и связи единогласно рекомендовал принять в первом чтении поправки в закон "О связи", накладывающие на оператора-донора штраф за несвоевременный перенос номера.

Как пояснил вчера журналистам автор проекта вице-спикер палаты Сергей Железняк (фракция "Единая Россия"), предложение заключается в том, что "абонент будет обслуживаться сотовым оператором бесплатно после истечения установленного нормативами срока перевода абонентского номера другому оператору до момента его фактической передачи". Такой срок сейчас составляет восемь дней.

"Предлагаемые законопроектом санкции сделают экономически невыгодным для операторов сотовой связи затягивание исполнения требований закона о переносимости телефонных номеров, и неудобства абонента будут компенсироваться средствами нерасторопного оператора", - приводит ИТАР-ТАСС слова депутата.

Парламентарий напомнил, что с 1 декабря 2013 г. абонент сможет сохранить номер мобильного телефона при смене оператора (услуга переносимости номера – Mobile Number Portability, MNP). "Несмотря на возможность в течение года принять соответствующие решения и подготовиться, отдельные представители индустрии мобильной связи оказались не готовы к введению данной услуги с указанной даты и настаивают на переносе срока вступления закона в силу", - подчеркнул Железняк.

"Мы считаем, что "мобильное рабство" должно быть ликвидировано в установленные законом сроки, и настаиваем на введении ответственности за несоблюдение принятого закона, чтобы российские абоненты стали свободными в выборе сотового оператора уже в этом году", - уверен думец.

Сотовые операторы выступают категорически против его инициативы. "Мы считаем несправедливым, что из-за задержек с подготовкой нормативной базы и назначением оператора базы данных перенесенных номеров ответственность за невозможность оказания услуги в срок может лечь на операторов", - объясняет ComNews руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "МТС" Дмитрий Солодовников.

На его взгляд, в затягивании сроков виновен отраслевой регулятор. "На этапе подготовки закона о внедрении MNP Минкомсвязи принимало обязательства подготовить все подзаконные акты весной 2013 г. Однако сих пор не все документы приняты, - напоминает Солодовников. - Две недели назад представители министерства заявили, что все необходимые документы будут готовы к 1 декабря, то есть непосредственно перед запуском услуги".

"Мы считаем, что такая мера избыточна", - соглашается пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина, ссылаясь на то, что Гражданский кодекс однозначно определяет услуги связи как возмездные. На ее взгляд, поправки Железняка могут не дать желаемых результатов, если технические проблемы с введением MNP возникнут не у оператора-донора, а у оператора-реципиента. В результате пострадавшим окажется абонент, который может остаться без связи.

"Указанные меры могут привести к тому, что оператор-реципиент, не готовый к MNP, не будет совершать действия по внедрению данной услуги, так как его конкурент будет нести убытки из-за его бездействия, – продолжает Юлия Дорохина. – Подобный подход способствует практике недобросовестной конкуренции на рынке".

"ОАО "ВымпелКом" как публичная компания всегда выполняет требования законодательства, и мы готовим свою сеть к выполнению требований закона об MNP", - ограничилась кратким комментарием пресс-секретарь этого оператора Анна Айбашева.

"Вместо того чтобы усилить внимание к нормативно-правовому аспекту и дать возможность операторам протестировать все процедуры, предлагается их наказать, - возмущается представитель одного из участников рынка, просивший не называть его имени. - Хотя не факт, что в том, что абоненту не будет доступна услуга  MNP, будет вина именно оператора-донора".

Чтобы не дискредитировать услугу MNP, МТС предлагает перенести ее внедрение на более поздний срок. На взгляд Дмитрия Солодовникова, за это время к запуску сервиса смогут подготовиться все участники рынка. "МегаФон", наоборот, готов запустить услугу в срок, но считает, что для ее корректной работы для всех абонентов этого недостаточно. "Нужно, чтобы были готовы сети всех операторов, - подчеркивает Юлия Дорохина. – Мы выступаем за проведение полноценного тестирования услуги MNP со всеми участниками рынка, а также с выбранным правительством оператором базы данных".

Пресс-служба "Tele2 Россия" вчера отказалась от комментариев.

Ранее председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов (фракция ЛДПР) сообщал, что законопроект планируется рассмотреть в первом чтении 12 ноября и принять к 1 декабря (см. новость ComNews от 25 октября 2013 г.).

По закону, принятому Государственной думой, услуга переносимости заработает в России с 1 декабря. Ранее операторы неоднократно заявляли, что отведенного времени на ее внедрение недостаточно: нет правовой базы, отсутствуют технические решения, а оператор БДПН – ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ЦНИИС) - утвержден правительством только в начале октября.

Статьи по теме