10.12.2013

Пользовательские соглашения компаний не нарушают российские законы.

Сенатору Руслану Гаттарову не удалось заставить американские интернет-компании подчиниться российскому законодательству о защите персональных данных. Роскомнадзор, проверив пользовательские соглашения Twitter и Apple, пришел к выводу, что их отношения с пользователями регулируются законами США.

Роскомнадзор провел экспертизу пользовательских соглашений Twitter и Apple и не нашел формальных противоречий российскому законодательству в области защиты персональных данных. Об этом вчера журналистам заявил представитель службы Вадим Ампелонский. По его словам, ни Twitter, ни Apple не имеют представительств в России и отношения между компаниями и пользователями регулируются законодательством штата Калифорния (США). В то же время США не ратифицировали конвенцию Совета Европы N108 "О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных", а значит, требования данного соглашения не являются для них обязательными, отметил господин Ампелонский. Он добавил, что россияне добровольно принимают предложенные им условия и сами отправляют за рубеж свои личные данные. Между тем Роскомнадзор общается с основными интернет-компаниями из США на предмет унификации пользовательских соглашений с законодательством РФ.

Вопрос с проверкой пользовательских соглашений на соответствие российским законам возник после того, как летом этого года получивший временное убежище в России экс-аналитик ЦРУ и Агентства национальной безопасности (АНБ) США Эдвард Сноуден сообщил СМИ о секретной программе АНБ под названием PRISM. PRISM позволяла скачивать закрытую информацию с серверов крупнейших американских интернет-компаний. В числе интернет-гигантов, сотрудничающих со спецслужбами, были названы Google, Yahoo!, Microsoft, Facebook, AOL, Skype, Apple и PalTalk. Позже некоторые из них заявили, что извлечение данных происходит без их ведома.

Эту тему подхватил глава комиссии Совета федерации по развитию информационного общества Руслан Гаттаров, который заявил, что персональные данные российских граждан, пользующихся интернет-сервисами и продуктами американских компаний, включая Microsoft, Google, Facebook, Apple, Twitter, Yahoo!, не защищены должным образом. Сенатор не раз инициировал обсуждение этой проблемы не только на площадке Совета федерации, но и в Совете Европы, который в конце октября признал его претензии обоснованными. В ноябре господин Гаттаров указывал, что ему удалось добиться ответной реакции от Microsoft, Google и Facebook (вчера к этому списку присоединилась и Twitter), однако претензии до сих пор игнорируют Apple и Yahoo!.