28.01.2014

Большая тройка операторов подтвердила свое намерение участвовать в реализации проекта на наземном общественном транспорте в 2014 году.

Уже в конце 2014 года пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев смогут оплачивать проезд с помощью мобильных телефонов. Для этого валидаторы в транспорте оснастят специальным программным обеспечением, а пассажирам понадобятся специальные сим-карты, разработкой которых уже занимаются мобильные операторы. О этом "Известиям" рассказал источник в департаменте транспорте Москвы. Уже в апреле 2014 будет объявлен конкурс на разработку программного обеспечения системы бесконтактной оплаты проезда, а к декабрю она уже должна быть внедрена на маршруты наземного общественного траснпорта. На разработку и внедрение новых возможностей город готов потратить 9 млн рублей.

– В прошлом году мы провели эксперимент, в рамках которого 100 пассажирам раздали телефоны со специальными сим-картами, позволяющими оплачивать проезд, – пояснили в ведомстве. – Схема оплаты такова: пассажир отправляет SMS на короткий номер своего оператора, в ответ ему приходит сообщение, содержащее электронный билет. После этого каждый раз, как человек заходит в общественный транспорт, он должен приложить свой мобильный к валидатору, чтобы можно было пройти в салон через турникет. В конце месяца со счета мобильного будет списана сумма, потраченная владельцем мобильного на проезд, в зависимости от того, сколько раз он оплачивал маршрут с помощью своего гаджета.

В департаменте транспорта отметили, что в данный момент ведутся переговоры с "большой тройкой" операторов, ведь возможность оплатить проезд новым способом должна быть у всех пассажиров, независимо от того, услугами какой сотовой компании они пользуются.

Свое желание участвовать в проекте "Известиям" подтвердили все три крупнейших сотовых оператора - компания "Вымпелком" (торговая марка Beeline), МТС и "Мегафон".

В то же время председатель Союза пассажиров Кирилл Янков сомневается в том, что новый способ оплаты проезда станет популярным среди пользователей общественного транспорта.

– Вряд ли этот способ оплаты станет основным, - считает он. - Все-таки система сложна для использования старшим поколением, молодежь, может быть, и разберется, но людей среднего и старшего возраста процесс может отпугнуть. К примеру, платную парковку люди тоже чаще оплачивают через паркомат, а не через мобильный – потому что так легче. С другой стороны, такой способ оплаты будет удобен при больших очередях в кассы или в том случае, если человек забыл кошелек, например.

Руководитель пресс-службы компании-разработчика микросхем "Ангстрем" Алексей Дианов отметил, что беспроводную оплату проезда на основе технологии NFC смогут поддержать не все мобильные телефоны.

– NFC– это система беспроводной связи короткого радиуса действия - не более 5-10 см, – объяснил Дианов. – С ее помощью с телефона или другого устройства может быть считана необходимая информация. Так, можно одним касанием покупать билеты в кино, оплачивать проезд или счет в кафе. Технология может быть заложена в микросхеме самого аппарата.

Следует отметить, что не все операционные системы установленные даже в современных телефонах позволяют считывать NFC-метки.