Даниил Сидоров
© ComNews
19.02.2014

MVNO-оператор "Связной Мобайл", принадлежащий федеральному ритейлеру "Связной", за два месяца подключил на сети ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) около 153 тыс. абонентов.

Об этом сообщил вчера генеральный директор группы "Связной" Майкл Тач на пресс-конференции в Москве.

"В ноябре мы запустили Light MVNO, где биллинг предоставляется нашим партнером МТС, а все наполнение - от "Связного", - напомнил он. - Мы видим в этом огромную нишу - у нас 18 млн клиентов. Мы не собираемся конкурировать с операторами на их территории - это глупо. Вместо этого мы предлагаем клиенту включить те или иные опции".

По его словам, с 1 ноября по 1 января к "Связному Мобайл" подключилось 153 тыс. абонентов, сделав его крупнейшим в истории России Light MVNO-проектом. "Это предложение не для всех - у нас нет такой цели, но мы хотим планомерно предлагать те продукты и услуги, которые релевантны и интересны клиенту, - пояснил Майкл Тач. - Пока у нас два тарифа, в ближайшем будущем запустим третий, в обозримом будущем - тариф для планшетов".

Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский называет цифру в 153 тыс. абонентов "очень солидной", с учетом того, что подключать пользователей "Связной Мобайл" начал совсем недавно. "У "Связного" яркий бренд и активное сотрудничество с МТС в разных областях, - считает глава АРОС. - Увы, если в обозримой перспективе МТС купит этого ритейлера, "Связной Мобайл" станет просто подбрендом МТС, а такие структуры, как показывает история, не очень перспективны".

"Связной" создал MVNO-проект на базе сети МТС, рассчитывая привлечь в сеть активно потребляющих VAS-услуги клиентов (см. новость ComNews от 11 ноября 2013 г.). Майкл Тач тогда подчеркивал, что раньше виртуальные операторы, представленные в России, фокусировались на сервисе именно голосовой связи и мобильного Интернета, но проект ритейлера способен предложить клиентам широкий спектр сервисов "вокруг" связи и сделать их доступными при помощи нажатия кнопки смартфона.

"Самые успешные западные проекты MVNO используют аналогичный подход, и мы заимствовали их лучшие практики", - пояснял топ-менеджер.

В 2013 г. "Связной" увеличил выручку на 17% по сравнению с 2012 г. - до 108 млрд руб., отметил вчера директор по финансам компании Андрей Гунин. Оборот группы превысил 556 млрд руб. и вырос на 9%, добавил Майкл Тач. При этом количество торговых точек ритейлера достигло 3341 магазина в 909 городах страны.

Показатель прибыли до налогов и списаний (EBITDA) остался на уровне 2012 г. - $4,7 млрд. Чистый долг компании составил $9 млрд.

Другой виртуальный оператор, "Центральный телеграф", за весь прошлый год подключил по услуге Full MVNO на сети ЗАО "Скай Линк" всего 700 абонентов (см. новость ComNews от 4 февраля 2014 г.). За год компания планирует увеличить абонентскую базу в 2,5 раза.

По словам генерального директора ОАО "Центральный телеграф" Родиона Левочки, компания не планирует никакой революции в рамках MVNO. "Как дополнительный источник дохода эта услуга неплоха, потому что ARPU по услуге MVNO сопоставим c ARPU широкополосного доступа в Интернет - 450-500 руб. Это не склонная к массовому оттоку аудитория, в основном жители лесопарковой зоны Подмосковья, где покрытие от "большой тройки" местами страдает, - отмечал Родион Левочка. - Подключать к услуге MVNO более-менее активно мы начали в сентябре. Всего в неделю подключается по 30 новых абонентов, а абонентская база уже составляет 700 пользователей. К марту мы планируем увеличить абонентскую базу до 1 тыс. пользователей. В целом в этом году мы ожидаем, что база увеличится в 2,5 раза".

MVNO-проект другого оператора – ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) – на сети "Скай Линка" также, по словам директора по корпоративным коммуникациям "МТТ Групп" Анны Бойко, находится в активном состоянии, его абонентская база составляет несколько тысяч абонентов, но набор новых клиентов приостановлен. 

"Другой проект Full MVNO с одним из федеральных операторов связи России, который МТТ анонсировал в конце прошлого года, продолжает развиваться в соответствии с нашими планами. Мы намерены запустить продажи весной 2014 г. Целевая аудитория - представители этнических групп, общин, проживающих на территории Москвы и МО, осуществляющих трудовую деятельность, преимущественно жители стран постсоветского пространства. Планируем набрать около 100 тыс. абонентов в течение первого года работы нового MVNO-проекта", - добавляла Анна Бойко.

По словам руководителя департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталия Солонина, в целом рынок MVNO в 2013 г. не претерпел существенных изменений. "Я бы даже сказал, что в сравнении с большинством развитых стран его по-прежнему фактически нет (формально – около 0,5% от абонентской базы мобильной связи). Потенциальные виртуальные операторы жалуются на то, что "большая тройка" не пускает их на сети, а операторы в свою очередь сетуют на отсутствие интересных бизнес-идей", - сообщил Виталий Солонин.

"В результате мы видим, что MVNO-соглашения заключаются, главным образом, между родственными компаниями либо на сетях небольших операторов - "Скай Линк", СМАРТС и пр.", - ранее замечал он.

Юрий Домбровский, в свою очередь, полагает, что перелома на российском MVNO-поле пока не произошло, но в перспективе четырех-шести лет отечественный рынок по структуре может приблизиться к европейскому и североамериканскому, где MVNO-операторы обслуживают 5-10% абонентской базы.