© ComNews
23.05.2014

Интернет-поисковик "Спутник", принадлежащий "Ростелекому", вчера начал работу. Оператор презентовал его в рамках Петербургского международного экономического форума.

Проект, доступный по адресу sputnik.ru, пока работает в режиме бета-тестирования.

"Спутник" - это не просто поисковик, а платформа с множеством социально ориентированных сервисов и виджетов, в том числе для взаимодействия с госструктурами, в основе которой лежат поисковые технологии", - заявил ИТАР-ТАСС вице-президент ОАО "Ростелеком", председатель совета директоров ООО "Спутник" Алексей Басов. Целевой аудиторией проекта он назвал российские семьи, которые ищут в Интернете помощника в  повседневных делах.

"Интернет будет прирастать именно за счет тех людей, которые пока не являются активными пользователями, - объясняет Басов. – Они гораздо меньше разбираются в технологиях, поэтому использование ими Интернета будет сводиться, скорее, к решению повседневных локальных задач, в которых "Спутник" и надеется преуспеть".

По словам Алексея Басова, "Спутник" собирается монетизировать аудиторию по окончании закрытого тестирования за счет рекламы и транзакций.

"Спутник" будет тесно интегрирован в бизнес "Ростелекома". На сайте "Спутника" демонстрируется целый мультиплекс каналов в реальном времени на базе прав, которые имеет "Ростелеком", - подчеркнул топ-менеджер. - Мы рассчитываем, что "Спутник" сможет предлагать многие продукты материнской компании".

Басов отказался раскрыть прогноз по аудитории и выручке, пояснив, что необходимо доработать технологии после тестирования на реальных пользователях и расширить сервисную линейку платформы.

На взгляд аналитика агентства "Инвесткафе" Тимура Нигматуллина, "Ростелеком" мог вложить в проект примерно $25-30 млн. "На мой взгляд, этих инвестиций вполне достаточно для разработки качественного продукта такого рода, - отмечает эксперт. - Для сравнения, в разработку своих продуктов и покупку активов в 2013 г. тот же "Яндекс" вложил около $140 млн".

Долгосрочные перспективы сервиса Нигматуллин оценивает положительно. Он подчеркнул, что поисковик предполагается распространять прежде всего в госкомпаниях и органах власти – таким образом, потенциальная аудитория сервиса составит не меньше 4 млн человек. Если к ним добавить абонентов широкополосного доступа, на развитии которого сейчас сконцентрировался оператор, количество пользователей заметно возрастет.

"За последние три месяца по количеству среднесуточных переходов лидировали "Яндекс" (124 млн), Google (80 млн), Search.Mail.ru (19 млн), Rambler (2 млн) и Bing (1,4 млн), - напоминает аналитик. - Если "Ростелеком" будет активно использовать перечисленные средства для привлечения аудитории, то я ожидаю, что Спутнику за один-два года удастся потеснить на поисковом рынке Rambler и Bing, подобравшись к Search.Mail.ru".

Вместе с тем едва ли все эти переходы удастся полноценно монетизировать – в связи со спецификой проекта, разрабатываемого фактически по госзаказу, можно заранее предположить ограничение возможности размещения рекламы, замечает Тимур Нигматуллин. Также нет ясности и по поводу того, что может ожидать такой поисковик после приватизации "Ростелекома" в 2014-2016 гг.

Пресс-служба крупнейшего российского поисковика "Яндекс" не стала комментировать перспективы конкурента, пояснив, что не оценивает сервисы других компаний. "Только в нескольких странах мира у пользователей есть возможность выбора между поисковыми системами. И Россия как раз одна из таких стран, где высокая конкуренция благоприятствует постоянному развитию качества поисковиков и появлению новых сервисов и технологий", - напомнил представитель пресс-службы.

По его словам, планка качества интернет-поиска в России очень высока. "Сейчас крупнейшие поисковики активно развивают сложные технологии и продукты - машинное обучение и системы распределенных вычислений, персонализацию, компьютерное зрение и речевые технологии", - уточняет сотрудник "Яндекса".

Ранее СМИ выдвигали версию, что идея о государственном поисковике возникла в администрации президента в 2008 г. после вооруженного конфликта в Южной Осетии. В ходе конфликта поисковики якобы выводили пользователей на онлайн-СМИ, выступавшие с "недружественных" России позиций.

Комментируя эти предположения, Алексей Басов отметил, что "Спутник" будет использовать технологии фильтрации контента, чтобы защитить пользователей от спама, порнографии, экстремизма и манипуляций с поисковой выдачей.

По данным "Картотека.ру", "Ростелеком" контролирует проект через свою "дочку" "РТКомм.ру" и кипрский офшор (74,99% ООО "Спутник"), остальное принадлежит миноритарным владельцам. Инвестиции в проект не раскрываются, однако источник, близкий к оператору, уточнил, что речь идет примерно о $20 млн.