Елизавета Титаренко
© ComNews
13.08.2014

Средний уровень цен на услуги корпоративной сотовой связи в России с апреля 2013 г. продолжил снижаться. При этом МТС сдала позиции, а наиболее выгодным оператором из "большой тройки" стал "МегаФон".

Об этом говорится в исследовании ComNews Research. Для анализа корпоративных тарифов агентство использовало методологию "корзин сотовой связи" Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Аналитики ComNews Research рассчитали стоимость семи корзин услуг сотовой связи. Четыре из них - "Безлимит", "Интернет", "Телеметрия" и "Универсал" - представляют собой месячный фиксированный набор услуг для пользователей корпоративных тарифных планов. Другие три - SOHO (частный бизнес), SMB (средний бизнес) и LE (крупный бизнес) - служат для оценки уровня расходов предприятий разного масштаба.

В 2013 г. ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) было самым выгодным оператором для корпоративных клиентов в составе "большой тройки". В пяти из семи корзин конкуренты МТС предлагали услуги дороже, оператор уступал только в категории "Телеметрия".

В этом году ситуация поменялась. Первое место в составе "большой тройки" занял "МегаФон", а в общем зачете – "Tele2 Россия". В апреле 2014 г. МТС осталась самым выгодным оператором только по стоимости корзины "Безлимит" (1530 руб.), а в категориях "Интернет" и SOHO оказалась четвертой.

По стоимости корпоративного мобильного Интернета лидирует Tele2. Оператор показал наибольшее снижение цен на эту услугу - на 87,3%, до 344 руб. На втором месте - ОАО "ВымпелКом" (цены снизились на 43,6% - до 533,70 руб.), на третьем – ОАО "МегаФон" (на 43,5% - до 600 руб.), а на четвертом - МТС (на 9,9% – до 618 руб.).

В целом по стране с апреля 2013 г. по апрель 2014 г. цена среднего набора услуг для корпоративных пользователей мобильного Интернета (корзина "Интернет") снизилась на 44% - до 590 руб.

По ценам в категории SOHO на первом месте также Tele2 (цены снизились на 39,2% - до 4924 руб.). Далее следует "МегаФон" (цены снизились на 43% - до 6787 руб.), "ВымпелКом" (на 15% - до 9177 руб.), МТС (на 9,3% - до 9293 руб.).

По корзине "Универсал" у МТС произошел полный провал, свидетельствуют аналитики. За исследуемый период она подорожала на 13,8% - до 1015 руб. Дороже этот набор услуг зафиксирован только у ГК "Мотив" (1198 руб.). Дешевле всего он стоит у Tele2 - 480,4 руб. и "МегаФона" - 650 руб.

Самые дорогие корзины в пяти из семи категорий зафиксированы у ГК "Мотив". Наиболее высокую стоимость корзин "Интернет" и "Телеметрия" показала ГК "СМАРТС".

Помимо открытых тарифных планов, размещенных на официальных интернет-сайтах операторов, ComNews Research исследовал и специальные предложения. Анализ специальных (индивидуальных) тарифов стал отступлением от методологии ОЭСР в связи с особенностями России, подчеркнул руководитель исследовательского направления ComNews Research Евгений Евдокименко.

Наибольшее количество регионов, где "специальная" корзина "Интернет" оказалась дешевле "открытой", зафиксировано у "МегаФона" - девять, или 64,3% от исследованных 14 регионов. Следом идут МТС и "ВымпелКом" - 57,1% и 42,9% соответственно. А наиболее выгодный специальный тариф для корзины "Интернет" предложил менеджер ГК "Мотив" - дешевле открытой корзины на 76,3%.

В целом по стране стоимость услуг корпоративной сотовой связи падает, отмечается в исследовании. Так, среднероссийские корзины "Безлимит" и "Универсал" подешевели на 23,7% (до 1564 руб.) и 11,7% (до 850 руб.) соответственно.

Третий год подряд заметно дешевеют корзины услуг для предприятий – SOHO, SMB и LE. За отчетный период они стали выгоднее на 16,7% (до 8300 руб.), 16,8% (25040 руб.) и 16,0% (59288 руб.) соответственно. Корзины SMB и LE подешевели и в связи со снижением тарифов "большой тройки", и в связи с резким падением цен на услуги корпоративной сотовой связи у компании Tele2.

Что касается географических различий, то самая высокая стоимость корпоративной связи остается по-прежнему в Московском регионе (первое место в четырех из семи корзин).

Лидерами по присутствию в первой десятке самых "дорогих" регионов по услугам корпоративной связи также стали Чукотский АО (семь из семи корзин), Ивановская область (пять из семи), Сахалинская и Тюменская области, Пермский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО (четыре из семи).

Рекордсменами по количеству присутствия в первой десятке с наиболее дешевой стоимостью сотовой связи оказались Мурманская область (семь из семи корзин), Калининградская, Вологодская, Новгородская области и Республика Карелия (шесть из семи), Санкт-Петербург и Ленинградская область, Архангельская и Псковская области (пять из семи).

Самый дорогой мобильный Интернет – в Сахалинской (781,7 руб.) и Ростовской областях (769,49 руб.). Наиболее низкая стоимость мобильного Интернета в апреле 2014 г. зафиксирована в Новосибирской, Омской и Томской областях. Она не превышала 440 руб. в месяц.

"В целом для регионов с наиболее дешевой корпоративной сотовой связью характерно присутствие четырех и более операторов (например, Новгородская, Калининградская и Мурманская области). Регионы с максимальными тарифами характеризуются высоким уровнем цен на все товары и услуги и низким уровнем конкуренции (например, Чукотский АО, Пермский край, Москва и МО, Ханты-Мансийский АО)", - говорится в отчете ComNews Research.

Операторы восприняли результаты исследования по-разному. Пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева отметила, что ценовые исследования всегда оставляют большую зону для сомнений и интерпретаций.

"Используемая методика не позволяет охватить широкий спектр дополнительных опций, с помощью которых корпоративные клиенты могут подобрать для себя наиболее оптимальный тарифный план, - пояснила она. - Кроме того, исследование, проведенное в апреле 2014 г., не учитывает тарифные изменения операторов, появившиеся за последние три месяца. Мы сомневаемся в релевантности данного исследования, как и многих других исследований, посвященных сравнению ценовых предложений".

МТС не согласна с выводами исследования. Руководитель направления по взаимодействию со СМИ оператора Дмитрий Солодовников пояснил, что методология ОЭСР, использованная в исследовании, не учитывает роуминговых расходов абонентов. "На роуминговые голосовые и интернет-сервисы приходится до 43% затрат у предприятий тяжелой промышленности и 64% - у консалтинговых компаний", - сказал он.

В то же время "МегаФон" и Tele2 готовы согласиться с выводами ComNews Research.

"Результаты исследования совпадают с нашими внутренними замерами, - поделилась пресс-секретарь "МегаФона" Олеся Яременко. - В этом году оператор завершил комплексную программу модернизации всех услуг и сервисов, что, на наш взгляд, положительно повлияло на рост общей привлекательности нашей компании".

Она уточнила, что за год в 16 раз увеличилось количество салонов, где корпоративные клиенты могут получить широкий спектр услуг. "Запущены новые тарифные планы и сервисы. Безусловно, корпоративных клиентов привлекает и самая быстрая мобильная сеть четвертого поколения, доступная в 66 регионах страны", - подчеркнула она.

Пресс-секретарь Tele2 Ирина Рыбакова также согласилась с выводами аналитиков.

"Мы умеем управлять издержками и ориентируемся на простые и востребованные абонентами услуги, благодаря этому наши тарифы как для частных, так и для корпоративных клиентов остаются самыми низкими", - сообщила она. По ее данным, за последний год число абонентов тарифов для бизнеса Tele2 увеличилось на 25%.