Владимир Зыков
03.12.2014

Сотовый оператор Tele2 запускает собственный сервис мобильного телевидения. Об этом "Известиям" рассказал первый заместитель гендиректора "Tele2 Россия" Александр Провоторов.

Подобные сервисы уже есть у каждого из операторов "большой тройки" — сотовые компании активно зарабатывают на привлекательных для клиентов видеоприложениях, чтобы не оставлять этот рынок сторонним сервисам.

— В ближайшее время в Санкт-Петербурге на нашей сети 3G мы начинаем предоставлять услугу мобильного телевидения. И в других регионах, где у нас запускаются сети 3G и 4G, будем предоставлять эту услугу, — заявил Провоторов в интервью "Известиям". Оператор уже запустил 3G в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Челябинске. В Туле стартовала сеть 4G — здесь у компании нет лицензии на третье поколение. В Москве Tele2 планирует запустить в 2015 году и 3G, и 4G.

Приложение Tele2 TV позволит просматривать отечественные и зарубежные телеканалы на мобильном устройстве в режиме онлайн. Программа для платформы Android уже присутствует в Сети. В компании обещают, что в ближайшее время появятся версии и для iOS.

Мобильный трафик при просмотре телевидения тарифицироваться не будет. Абонентская плата за услугу Tele2 TV с 10 декабря составит 7 рублей в сутки.

Сегодня услуга мобильного телевидения есть у всех операторов большой тройки: "МегаФон TV", "Мобильное ТВ" ("ВымпелКом") и "Мобильное ТВ" (МТС), при этом их приложения доступны на всех популярных мобильных платформах. Тарифы у всех операторов разные. У "ВымпелКома", например, есть восемь бесплатных каналов, другие можно подключать пакетом за ежедневную абонентскую плату. На сайте "МегаФона" сказано, что минимальный пакет в 30 каналов будет стоить пользователю 1 рубль в день. У МТС ежедневная плата составляет 8 рублей, за эти деньги доступны более 100 каналов.

Основной партнер по созданию мобильного телевидения у МТС, "ВымпелКома", "МегаФона" и Теле2 один и тот же — компания SPB TV.

— Мы видим в Tele2 TV потенциал для роста аудитории мобильного телевидения в нашей стране, — рассказывает генеральный директор SPB TV Кирилл Филиппов.

Tele2 будет делить доход от телепроекта с SPB TV, конкретные доли в компаниях не раскрывают.

По мнению гендиректора исследовательской компании Telecom Daily Дениса Кускова на первых порах, пока большую часть работы делает SPB TV, эта фирма может забирать себе до 60% заработка. В дальнейшем, при развитии услуги, Tele2 может начать менять модель взаимодействия — например, самостоятельно договорившись с телеканалами.

Как рассказал "Известиям" официальный представитель МТС Дмитрий Солодовников, для его компании услуга мобильного ТВ очень рентабельна, к тому же она весьма востребована среди пользователей.

— По ориентировочным оценкам, российский рынок мобильного ТВ по итогам 2014 года в денежном выражении достигнет 16,5–17,5 млрд рублей, темп прироста рынка несколько сократится и составит около 35–40%, — рассказывает аналитик ИК "Финам" Анатолий Вакуленко. — Выход Tele2 в сегмент мобильного ТВ следует рассматривать, с одной стороны, в контексте диверсификации бизнеса за счет развития маржинальных неголосовых услуг, а с другой — с имиджевой точки зрения.

По мнению управляющего партнера аналитической компании iKS Consulting Telecom Константина Анкилова, видео стимулирует потребление мобильного трафика, а это означает значительную нагрузку на сеть.

— Над этой проблемой думают во всем мире, решить пока не могут. Пользователи любят смотреть ТВ через мобильные устройства, — отмечает он.

По словам Анкилова операторы увеличивают количество базовых станций, тем не менее скорость интернет-соединений снижается. Впрочем, в России пока доля гаджетов, поддерживающих быстрый интернет "четвертого поколения" (технология LTE) невелика: всего 11 млн на 230 млн активных абонентов в стране.

За границей уже давно обсуждают вопрос "цифрового нейтралитета". Речь идет о праве операторов понижать скорость соединения с какими-то конкретными интернет-ресурсами, на которых приходится значительное количество пользовательского трафика. Западные операторы хотят либо понижать скорость при соединении с этими сервисами, чтобы не так сильно "забивались" каналы связи, либо получать компенсации от владельцев таких сайтов.

По словам Анкилова, обзавестись собственным ТВ-приложением для мобильного оператора — это правильный ход.

— Бороться нелогично, лучше возглавить. Операторам связи проще создавать свои сервисы и зарабатывать на них, — добавляет Анкилов.