Дарья Тросникова
09.12.2014

"Ростелеком" объявил конкурс на разработку стратегии развития своей розничной сети за 12 млн руб. Из техзадания на сайте оператора видно, что помимо продажи контрактов и обслуживания клиентов "Ростелеком" намерен оказывать в своих отделениях также почтовые услуги.

Компания хочет, чтобы при написании стратегии был проанализирован опыт как операторов связи (AT&T, Deutsche Telecom, BT и проч.), так и почтовых (логистических) операторов. Это подтвердил представитель оператора Валерий Костарев.

Победитель конкурса должен будет провести диагностику нынешнего состояния розничной сети "Ростелекома", проанализировать лучший мировой и российский опыт и предложить стратегию ее развития, говорит он. Оператор хочет оценить дополнительные возможности монетизации розничной сети. В частности, компания раздумывает над организацией пунктов выдачи заказов из интернет-магазинов, а также об оказании финансовых услуг (денежные переводы, погашение кредитов, пополнение электронных кошельков, продажа страховых продуктов и т. д.). В итоге компания должна получить эффективную розничную сеть, имеющую финансовые показатели на уровне лучших практик (по выручке и EBITDA), оптимальную по количеству офисов и персонала, надеется Костарев.

В 2011 г. "Ростелеком" объявил о начале строительства собственной розничной сети — в ходе реорганизации "Ростелеком" получил около 2500 точек продаж. Оператор собирался продавать в офисах собственные услуги и оборудование для этих услуг. Александр Провоторов, который был тогда президентом "Ростелекома", рассказывал, что оператор оставит за собой только 500-700 салонов, а остальные отдаст в управление кому-либо из ритейлеров.

Сейчас розничная сеть "Ростелекома" состоит более чем из 2000 центров продаж и обслуживания. Ее развитием занимается 100%-ная "дочка" компании — "Ростелеком — розничные системы" (РРС), говорит Костарев.

Розницы из 2000 точек достаточно, чтобы охватить активную часть покупателей, заказывающих товары в интернет-магазинах, считает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Однако в будущем любому игроку на этом рынке, в том числе и "Ростелекому", будет трудно конкурировать с "Почтой России", считает он. "Ростелекому" нужно проанализировать динамику развития почты и решить, стоит ли вкладываться в это направление или нет, считает Иванов.

Самые важные критерии сервиса выдачи заказов через интернет — это количество точек выдачи, прозрачный трекинг (возможность следить за движением своего заказа. — "Ведомости") и стоимость доставки, говорит представитель "Евросети" Ульяна Смольская. "Евросеть" работает с несколькими партнерами (в частности, с Ozon.ru) и доставляет их товары более чем в 4000 салонов связи в 1000 населенных пунктов страны, говорит она.