Павел Кантышев
09.12.2014

"Яндекс" купил у инвестфонда Runa Capital компанию "Метабар", которая разрабатывает сервис "Советник", помогающий в онлайн-покупках.

Об этом говорится в сообщении фонда. Это подтвердил представитель "Яндекса", добавив, что покупка обошлась компании в несколько миллионов долларов. Сумма не превышает $5 млн, знает источник, близкий к сделке.

"Советник" — это расширение браузера, которое анализирует просматриваемую страницу интернет-магазина и подсказывает, где можно купить тот же товар дешевле. Сервис берет данные из "Яндекс.Маркета", который потом делится выручкой за клики, поясняет основатель "Метабара" Михаил Ушаков. У Runa Capital уже было четыре выхода из инвестиций (см. врез), но проекты фонда до этого всегда выкупались зарубежными компаниями, сделка с "Яндексом" — первый выход фонда в России, говорит управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев.

В 2011 г. Runa Capital вложил в "Метабар" $1 млн еще на стадии идеи (из-за этого доля фонда превышала 50%) и теперь сделка принесла многократный возврат инвестиций, говорит представитель фонда Лилиана Пертенава. Кроме Runa Capital в проект не вкладывался никто и он развивался на собственные средства, добавляет она.

Компания "Метабар" уже прошла точку безубыточности и стала прибыльной, говорит Чихачев. В последние несколько месяцев выручка компании росла на 30-40%, сказал Ушаков. Годовая выручка компании была менее $1 млн, отметил источник, близкий к компании.

"Яндекс" купил всё, кроме юридического лица, — интеллектуальную собственность, команду и всю базу пользователей, сказал Чихачев. "Яндекс" не занимается реструктуризацией юридических лиц, объясняет он.

У "Яндекса" было два варианта — разрабатывать сервис самостоятельно или купить кого-то из игроков, говорит руководитель группы маркетинга "Яндекс.Маркета" Александр Феоктистов. Главным аргументом в пользу покупки стала экономия времени — компания не хотела тратить ресурсы на разработку, добавил он. А теперь "Яндекс" получил не только готовый продукт, но и команду, которая продолжит развивать его внутри компании, поясняет он. Если бы "Яндекс" не договорился о сделке, то написал бы сервис своими силами, уверен Феоктистов.

Стартап нельзя продать, но его могут купить, напоминает Чихачев одно из правил венчурных инвесторов. Поэтому лучший способ продать компанию — развивать ее бизнес в партнерстве со стратегическими игроками, объясняет Чихачев, если дела идут хорошо, в какой-то момент стратегический партнер захочет ее купить. В случае с "Метабаром" и "Яндексом" так и произошло — "Советник" появился в 2013 г. как продукт, изначально интегрированный с "Яндекс.Маркетом", и сегодняшняя сделка — естественное развитие событий.

"Яндекс" не всегда разрабатывает технологические проекты сам. Так, в ноябре 2011 г. "Яндекс" купил софтверную компанию SPB Software, которая разрабатывает программное обеспечение для мобильных устройств и операторов связи. Стороны не раскрывали сумму сделки, но близкий к ее участникам источник говорил, что "Яндекс" заплатил за 100% компании около $38 млн. А в сентябре 2014 г. "Яндекс" сообщил о покупке технологической платформы Adfox, которая позволяет управлять интернет-рекламой, на ее основе поисковик собирается развивать решения для крупных ресурсов. Вся команда сервиса также перешла на работу в "Яндекс".