Павел Кантышев
19.12.2014

Выручка российского филиала глобального телекомоператора Orange Business Services уже на сегодняшний день на 25% больше всей выручки компании в 2013 г. 

Об этом сообщил коммерческий директор компании в России и СНГ Оливье Кессон. 20% дохода принесла десятка крупнейших заказчиков, среди них Кессон называет частные компании — Райффайзенбанк, "Росбанк Societe Generale", Danone — и государственные — ВТБ, Сбербанк и Министерство иностранных дел. При этом, по словам Кессона, десяток крупнейших заказчиков может приносить 75% месячного дохода. Компания не объясняет, с чем связан такой рост.

Несколько лет назад компания снизила активность на российском рынке, после чего у нее сменилось руководство, и в 2014 г. она смогла получить несколько новых крупных контрактов, знает управляющий партнер "ТМТ-консалтинга" Константин Анкилов. Алексей Кипчатов, директор по маркетингу магистрального оператора одного из конкурентов Orange — RETN, — предполагает, что хороший рост компании мог обеспечить последний месяц, когда доллар и евро росли, ведь счета за услуги выставляются по текущему курсу. Услуги связи со своими филиалами международные корпорации закупают у глобальных телекомоператоров, таких как Orange, Vodafone, AT&T, и централизованно их оплачивают, объясняет Кипчатов. Поэтому из-за девальвации рубля доходы российских подразделений международных операторов резко возрастут: заказчики оплачивают их работу в валюте, говорит он. По словам Кипчатова, противоположная ситуация с российскими компаниями, которым нужна связь с зарубежными офисами. Рублевые доходы операторов сохраняются, но возрастают расходы на покупку зарубежных каналов связи, говорит он.

В прошлом году продажи компании выросли на 8%, говорит Кессон. По данным "СПАРК-Интерфакса", выручка Orange в России в 2013 г. составила 6,94 млрд руб. С этим показателем Orange занимает 4% российского корпоративного рынка телекомуслуг, говорит Анкилов: оператор — пятый после "Ростелекома", МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона".

Вместе с ростом выручки в России компания не получает прибыли (см. график). Но отрицательная прибыль может говорить в пользу того, что Orange вкладывается в инфраструктуру, пытаясь увеличить долю рынка, предполагает Кипчатов.

Orange в России занимается не только телекоммуникациями (услуги сети и телефонии), но и IT-услугами и облачными решениями. В этом году продажи IT-услуг выросли на 18%, а в следующем году компания ждет роста на 83%, сообщили в пресс-службе российской Orange. Доля облачных сервисов на российском рынке также невелика, но в ближайшие два года компания ждет среднего роста в 49,7%. Эта оценка близка к аналитике IDC, по которой среднегодовой рост облаков в 2013-2017 гг. превысит 40%. По расчетам Orange Business Services, рынок бизнес-облаков может вырасти с 4,5 млрд руб. в 2012 г. до 19 млрд руб. в 2016 г. и через два года доля облачных услуг на российском рынке IT-сервисов должна составлять 13%.

Суммы контрактов с Orange не меняются, говорит директор по коммуникациям Danone Валерия Трифонова. У Orange компания покупает интернет, телефонию, выделенные каналы связи и управление телекомоборудованием, говорит она. По словам Трифоновой, Danone работает с Orange на глобальном уровне.