Владимир Лившиц: "Учитывать нужно не только программы собственного производства, но и совокупный объем произведенных программ и приобретенных – у других каналов, производителей и интеграторов контента, фондов и банков программ"
Владимир Лившиц
руководитель информационно-аналитического центра Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ)
Стандарт
24.12.2014

XVIII Международный конгресс НАТ, прошедший в Москве в ноябре, поддержал депутатов Госсовета Татарстана, которые внесли в Госдуму России законопроект, принятый по инициативе республиканской телерадиокомпании "Новый век". Согласно проекту, перечень телеканалов, на которые не должен распространяться запрет на размещение рекламы, нужно дополнить каналами, вещающими в одном субъекте РФ либо в муниципальных образованиях на территории одного субъекта. В правомерности такого подхода убеждают цифры: объем рынка рекламы на эфирном ТВ составляет 152,2 млрд рублей, а на кабельных и спутниковых каналах - лишь 4 млрд рублей. Вместе с тем Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР), считая неоправданным запрет рекламы на кабельных каналах, выступает против обременения кабельных операторов ретрансляцией эфирных каналов, причем без оплаты.

НАТ предложила внести в Минкомсвязи предложение о критериях признания региональных и муниципальных радио- и телеканалов обязательными общедоступными, положив в основу таких критериев объем вещания социально значимых программ, как это и было определено указом президента РФ от 24 июня 2009 года №715, а затем и Концепцией развития телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы. НАТ полагает, что учитывать нужно не только программы собственного производства, но и совокупный объем произведенных программ и приобретенных – у других каналов, производителей и интеграторов контента, фондов и банков программ. Ведь основной вид деятельности вещателей - формирование программы (канала) и распространение или передача на распространение операторам связи. Ни о каких объемах производства собственных программ - ни минимальных, ни оптимальных - в законе "О СМИ" не говорится.

Конгресс НАТ также предложил законодательно закрепить правовое положение региональных и муниципальных телерадиокомпаний различных форм собственности, принципы их финансовых отношений с операторами связи, кабельного и спутникового ТВ.

Параллельно идет законодательная работа, которая ухудшает финансово-экономическое положение телерадиокомпаний. С 1 января 2014 года вступили в силу поправки в закон "О рекламе", разрешавшие рекламировать медицинские услуги только в местах проведения профильных выставок, конференций, семинаров, а также в медицинских изданиях. Эти ограничения были отменены Госдумой 20 июня после возражений НАТ, протестов вещателей, медиков и фармацевтов, а главное - телезрителей. Затем последовали изменения в тот же закон, запрещающие рекламу на так называемых платных каналах, что поставило под угрозу деятельность сотен кабельных и спутниковых каналов. Тем временем Госдума рассматривает законопроект о запрете телерекламы в вечернее время, выходные и праздничные дни. Но никто не несет за его последствия никакой ответственности.

Одно из решений Конгресса НАТ - призвать Госдуму и Совет Федерации учитывать сложные процессы в экономике страны, практику осуществления долгосрочного бизнес-планирования основными субъектами телерадиоиндустрии и проводить с ними регулярные консультации.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты