Ксения Болецкая
Ольга Чуракова
19.01.2015

В пятницу депутат Госдумы, сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева внесла на рассмотрение нижней палаты парламента поправки в законы "О рекламе" и "О СМИ", которыми частично отменяется запрет показа рекламы на платных каналах.

Их текст опубликован на сайте Госдумы. По словам Тимофеевой, цель поправок — защитить региональные каналы, которые информируют местное население, а также стимулировать показ отечественного телеконтента. Для этого Тимофеева предлагает ввести в закон о СМИ понятие "национальный продукт" — контент, созданный гражданином России или российским юрлицом и/или по заказу российского СМИ. Иностранные инвестиции в создание такого контента не должны превышать 50% сметы. Следить за соблюдением этого правила должна Федеральная антимонопольная служба (ФАС), указано в проекте.

Запрет показа рекламы на платных каналах Госдума ввела летом, соответствующие поправки были приняты всего за две недели. Необходимость данного шага депутаты объясняли заботой о населении, не понимающем, почему должно платить за каналы, которые показывают рекламу. Но в декабре президент России Владимир Путин признал, что поправки вводились для защиты крупных федеральных каналов. В масштабах всего рынка ТВ-рекламы на неэфирные каналы приходится лишь около 4% бюджетов, поэтому в абсолютных цифрах потери для рынка невелики. Но поправки серьезно изменили бизнес-модель примерно для 300 кабельных каналов: у самых крупных из них на рекламу приходилось до 30% выручки. В результате несколько кабельных каналов объявили о закрытии или уходе из России, другие предупредили о намерении поднять цены.

Два источника "Ведомостей" в Госдуме утверждают, что уже завтра поправки будут рассмотрены на комитете по информационной политике, к концу недели они могут быть одобрены в первом чтении. Профильный федеральный чиновник добавляет, что поправки согласованы с администрацией президента и поэтому будут быстро приняты. Представитель Минкомсвязи от комментариев отказался, с представителем ФАС в выходные связаться не удалось.

Кардинально ситуацию для кабельных каналов эти поправки не изменят, уверены опрошенные "Ведомостями" эксперты. "Каналов, которые транслируют исключительно отечественный контент, крайне мало", — объясняет президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин. Из известных каналов это "ТВ 1000. Русское кино" (принадлежит шведской Viasat), Comedy TV ("Газпром-медиа") и "Дождь".

А вот большинство региональных каналов сейчас часто ставят в эфир иностранный контент, прежде всего старые голливудские боевики и комедии или старые западные сериалы, указывает федеральный чиновник. Теперь им надо будет закупать взамен те же старые сериалы из библиотек российских производителей.