Елизавета Серьгина
29.01.2015

В середине января МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" обратились в региональные управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС), следует из копий их жалоб (есть в распоряжении "Ведомостей"). "Вымпелком" обратился в Курское и Калининградское управления УФАС, МТС — в нижегородское, "Мегафон" — в нижегородское и в управление ФАС по Еврейской автономной области. Все компании жалуются на рекламную акцию "Сезон охоты", которую проводит с 1 декабря 2014 г. их крупнейший в этих регионах конкурент — "Т2 РТК холдинг", совместное предприятие "Tele2 России" и "Ростелекома", работающее под брендом Tele2.

Целью акции Tele2 называет выявление "нечестных" операторов. Компания предлагает любому желающему найти "нечестности" в действиях сотового оператора, услугами которого этот человек пользуется, сообщить об этом на специальном сайте и поменять "нечестного" оператора на "честного" — Tele2. Решивший пожаловаться абонент должен заполнить особую форму и, в частности, указать своего оператора (можно выбрать МТС, "Вымпелком", "Мегафон", Tele2 и "другого оператора", убедился корреспондент "Ведомостей"). Зарегистрировав жалобу, сайт Tele2 предлагает абоненту получить промокод, который можно обменять на бонусы при подключении к Tele2.

Представители всех трех операторов подтвердили факт подачи жалоб в региональные управления ФАС. Жалобы получены и могут быть объединены в одну, которую рассмотрят в Москве, допускает источник в ФАС.

Наиболее четко суть всех претензий отражена в жалобах "Вымпелкома": "Предлагая награду за найденную нечестность, Tele2 изначально ставит себя в преимущественное положение по сравнению с другими операторами". Из смысла сообщения на сайте Tele2 следует, что эта компания, в отличие от других, оказывает честные услуги, а другие операторы нарушают закон, полагает "Вымпелком".

Пресс-секретарь "Мегафона" Алия Бекетова считает, что сравнения услуг операторов на сайте Tele2 некорректные: "Tele2 манипулирует мнением людей, искажая представление клиентов о честном или нечестном способе оказания услуг". Например, сервис, подключенный оператором без спроса, Tele2 называет "ненужным", "медвежьей услугой", указывает Бекетова. А услугу, которая предоставляется бесплатно и на ограниченное время, для ознакомления, — "призрачной оплатой". При этом Tele2 умалчивает о собственных ошибках при работе с абонентами, так что "в борьбе за честность Tele2 выбрала нечестные методы", резюмирует Бекетова.

МТС, по словам ее представителя Дмитрия Солодовникова, усматривает в этой акции признаки нарушения закона "О защите конкуренции": Tele2 некорректно сравнивает услуги разных операторов и распространяет искаженные сведения об этих услугах, способные причинить конкурентам убытки или нанести ущерб их деловой репутации. Ситуация, когда оператор собирает жалобы на собственных конкурентов, "абсурдна и вызывает вопросы с точки зрения не только законодательства, но и бизнес-этики", считает Солодовников. По мнению его коллеги из "Вымпелкома" Анны Айбашевой, Tele2 стремится посеять в абонентах сомнения в честности работы других операторов и формирует у потребителя мнение, что только Тele2 (среди названных на сайте операторов) оказывает услуги, как того требует закон. "В конечном итоге Tele2 способствует очернению в глазах потребителей всех операторов связи без исключения — образно говоря, плюет в общий колодец", — возмущена Айбашева.

Представитель "Т2 РТК холдинга" Константин Прокшин знает лишь об одной такой жалобе от МТС; получившее ее управление ФАС попросило Tele2 предоставить документы по поводу рекламной акции, вызвавшей возражения. Других обращений из ФАС компания не получала, добавляет Прокшин. "Честность являлась главной отличительной особенностью" Tele2 с самого начала ее работы в России, настаивает он, и компания готова к тому, что ей самой укажут на ошибки. Акции наподобие нынешней компания проводит уже много лет, в их основе концепция "жалоба как подарок": Tele2 использует обращения абонентов для улучшения сервиса, объясняет Прокшин. "Видимо, тот факт, что Tele2 стал федеральным оператором, сделал наши высокие стандарты честности в отношении абонентов крайне актуальными для всего рынка", — иронизирует он.

Строго говоря, федеральным оператором "Т2 РТК холдинг" пока еще не стал — он еще не работает в Москве, где другие операторы зарабатывают львиную долю российской выручки: например, "Вымпелком" — около 40%. Однако компания надеется скоро закрыть белые пятна: в частности, в Москву она обещает выйти во второй половине 2015 г.

Tele2 по силам занять около 10% московского рынка мобильной связи, допускает партнер TMT Consulting Константин Анкилов, — правда, на это понадобится не один год.

За недобросовестную конкуренцию предусмотрен штраф от 100 000 до 500 000 руб. В действиях Tele2 можно усмотреть признаки недобросовестной конкуренции, но лишь косвенные — если, например, трактовать ее действия как попытку переманить абонентов, рассуждает ведущий юрист компании Sameta Бэла Дударова. Но очень многое будет зависеть от восприятия ситуации регулятором и от того, какие аргументы представят ответчик и заявители.