© ComNews
29.01.2015

Аналитики iKS-Consulting обнародовали предварительные итоги развития  российского рынка платного ТВ в 2014 году.

Согласно рейтингу iKS-Consulting, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число российских абонентов платного телевидения выросло на 7% и по предварительным  итогам 2014 года  составило практически 37,5 млн пользователей. Проникновение услуги составило 67%

Драйверами роста рынка аналитики называют рост абонентской базы спутниковых операторов, которые активно развивались, несмотря на сложные экономические условия, увеличение числа подписчиков у операторов IP-TV – в первую очередь, у компании "Ростелекома", а также рост среднего счета на абонента (ARPU) в сегментах IP-TV и цифрового КТВ.

В 2014 году прирост в 2% показал крупнейший сегмент платного ТВ – кабельное телевидение (18,4 млн абонентов). Однако, темпы прироста кабельного ТВ замедляются, уступая спутнику (14,8 млн абонентов) и IP-TV (4,4 млн абонентов).  

Эксперты отмечают заметный сдвиг в сторону увеличения доли цифрового кабельного ТВ.  Число подписчиков цифрового КТВ увеличилось за год на 33%, в то время как число абонентов аналогового КТВ сократилось на 2%. Такой активный рост цифрового КТВ происходит за счет усилий компаний "ЭР-Телеком" (выпустившей в этом году новую приставку и позиционирующей ее как конкурентное преимущество), а также "Акадо" и МТС. Эти операторы не только активно подключают новых абонентов, но и переключают уже существующих клиентов на цифровое ТВ, увеличивая таким образом и средний чек на одного потребителя услуги.

Больше всего в абсолютных показателях – более чем на 1,7 млн – выросло число платных подписчиков спутникового ТВ.  В ряде регионов спутниковое ТВ является преобладающей технологией – например, в ЮФО его доля составляет 83%. Лидером рынка по темпам роста стал сегмент IP-TV – число подписчиков по данной технологии выросло по сравнению с 2013 годом на 17%.

В итоге структура рынка по технологиям за год заметно изменилась. Доля спутникового ТВ выросла на 1 п.п. и составила по итогам 2014 года 39%, доля IP-TV -  на 1 п.п. (12% по итогам года), доля КТВ  сократилась за год на 2 п.п (49%).

В 2014 году у "топ-7" операторов платного ТВ с абонентской базой свыше 1 млн пользователей рыночная доля по абонентам превысила 77% от всего рынка. Первое место в рейтинге iKS-Consulting  занимает оператор "Триколор ТВ" с показателем 10,9 млн абонентов (рост за год 9%). Второй – "Ростелеком" (7,8 млн абонентов, рост за год 4%). Третье место за МТС (2,8 млн абонентов, рост за год 9%), а на четвертом "ЭР-Телеком" (2,6 млн абонентов, рост за год 5%). Прирост абонентской базы "Орион-Экспресс" составил 30% по отношения к 2013 году, что в четыре раза больше средних темпов роста рынка. Такая динамика вплотную приблизила компанию к "ЭР-Телекому" и МТС, но пока он на пятой позиции – 2,5 млн абонентов по итогам 2014 года. Шестое место за "Акадо" (1,15 млн абонентов, рост за год 3%), а замыкает "топ-7" "ВымпелКом" с показателем 1,10 млн абонентов и ростом 7% за год.

Помимо активного роста базы у "Орион-Экспресс", среди своеобразных "рекордов" ушедшего года аналитики отмечают следующие результаты деятельности операторов: Компания МТС, начавшая было терять абонентов платного ТВ в 2013 году, в 2014 наоборот вошла в положительную динамику и показала отличные темпы роста на одном из самых конкурентных рынков страны – Московском (за счет увеличения проникновения GPON). Компания НТВ-Плюс, скорректировавшая торговое предложение в конце 2013 года, продолжила активное наращивание абонентской базы и в 2014 году (достигнув при этом практически миллионной абонентской базы).

Доли рынка распределились между игроками следующим образом: "Триколор ТВ" - 29%, "Ростелеком" - 21%, МТС, "ЭР-Телеком" и "Орион-Экспресс" - по 7% каждый. На долю "прочих" приходится 29% рынка.

Разброс в  проникновении услуги  по федеральным округам остается значительным – от 51% на Дальнем Востоке до 79% в Ц ФО. Подобная географическая структура рынка предоставляет рост, прежде всего, спутниковым операторам за счет регионов Дальнего Востока, Сибири и Юга.

По прогнозам iKS-Consulting, к концу 2015 года рынок платного ТВ, несмотря на трудную экономическую ситуацию, продолжит развитие: объем рынка превысит  64 млрд рублей, число абонентов достигнет 38,8 млн. Рост обусловлен прежде всего тем, что телевидение остается доступной для населения услугой, и в условиях оптимизации семейного бюджета россияне откажутся скорее от лишнего похода в кино или кафе.