© ComNews
02.02.2015

В ближайшие месяцы британская компания Inmarsat выведет на орбиту последний из трех спутников ШПД-сети Global Xpress (GX), Inmarsat-5F3, и введет эту сеть в эксплуатацию по всему миру. Вчера, 1 февраля, успешно прошел первый в этом году запуск российской ракеты-носителя "Протон-М" со спутником Inmarsat-5F2.

О планах по запуску Inmarsat-5F3 репортеру ComNews рассказала представитель Ассоциации европейских операторов спутниковой связи (European Satellite Operator's Association, ESOA), руководитель по связям с правительственными структурами глобальной программы Inmarsat Юлия Куликова.

"Мы рассчитываем в начале второго полугодия 2015 г. начать оказывать коммерческие услуги Global Xpress по всему миру. У нас уже есть значительная абонентская база", - сказала она. Global Xpress - это первая в мире глобальная сеть спутникового широкополосного доступа в Интернет в Ка-диапазоне, напомнила Юлия Куликова. Размер абонентской базы GX представитель Inmarsat уточнять не стала.

Накануне произошел успешный запуск второго из трех спутников сети GX - Inmarsat-5F2, сообщила пресс-служба Роскосмоса. "В 15 часов 31 минуту по московскому времени с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и телекоммуникационным космическим аппаратом Inmarsat-5F2", - говорится в сообщении ведомства.

Вчера в 15:40 от ракеты-носителя отделился орбитальный блок в составе "Бриза-М" и британского спутника, а сегодня в 7:02 по московскому времени Inmarsat-5F2 отстыковался от разгонного блока. Спутник вышел на суперсинхронную переходную орбиту высотой 65 тыс.км, сообщает пресс-служба ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева" (ГКНПЦ) - разработчика "Протонов" и "Бриза-М". За время эксплуатации этих ракет-носителей на такую орбиту проводилось всего пара пусков.

Вчерашний запуск стал для ракеты "Протон-М" первым в 2015 г. и 402-м в ее летной истории. На сайте британского оператора спутниковой связи Inmarsat отдельно упоминается, что при помощи ракеты "Протон" в космическое пространство были выведены все советские и российские автоматические межпланетные станции для научных исследований Луны, Венеры, Марса, кометы Галлея, а также модули для Международной космической станции (МКС). Правом на маркетинг и коммерческую эксплуатацию ракет-носителей "Протон-М" обладает совместное российско-американское предприятие International Launch Services (ILS). Контрольный пакет в ILS принадлежит ГКНПЦ. Inmarsat заключил c ILS договор на запуск всех трех своих спутников пятого поколения (F1, F2 и F3).

Inmarsat-5F2 предназначен для оказания услуг связи на территории Северной и Южной Америки и Атлантического океана. Он изготовлен по заказу Inmarsat подразделением космических программ компании Boeing (Boeing Satellite Systems).

Первый из спутников серии I-5, Inmarsat-5F1, был успешно запущен с помощью ракеты-носителя "Протон-М" в декабре 2013 г. "Мы называем его спутником Индийского океана: в его зону охвата попадают Европа, включая Россию, Ближний Восток, Африка и Азия", - отмечал в интервью ComNews вице-президент по коммерции Inmarsat Global Xpress Микеле Франчи (см. интервью от 3 апреля 2013 г.).

В августе 2014 г. Inmarsat задержала ввод в эксплуатацию сети Global Xpress из-за аварии российской ракеты-носителя "Протон-М" (см. новость ComNews от 6 августа 2014 г.). 16 мая ракета с космическим аппаратом "Экспресс-АМ4R" на борту, стартовавшая с космодрома Байконур, сгорела в плотных слоях атмосферы. О приостановке запусков "Протона" до завершения работы специальной аварийной комиссии заявил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин по итогам встречи с руководством ГКНПЦ (см. новость ComNews от 19 мая 2014 г.).

Несмотря на то что Inmarsat 5F-1 был выведен на орбиту еще в конце 2013 г., вошел в коммерческую эксплуатацию с 1 июля 2014 г. и охватывает, в частности, территорию России, спутник пока не предоставляет услуги связи в РФ, отметила Юлия Куликова.

По словам Куликовой, компания Inmarsat уже завершила процесс координации с российскими сетями в соответствии с процедурами Международного союза электросвязи (МСЭ) и требованиями российской нормативной базы. "Мы уверены, что необходимые разрешения, которые мы получим от Государственной комиссии по радиочастотам, позволят конечным российским пользователям получать услуги ШПД Global Xpress уже в ближайшем будущем", - сказала она.

В России Inmarsat заключил также соглашение с оператором "СТЭК.КОМ", который будет предлагать сервисы GX местным конечным пользователям. ООО "СТЭК.КОМ" - проверенный поставщик на VSAT-рынке, поэтому мы выбрали именно его. Параллельно Inmarsat создал в России дочернюю компанию - ISAT Global Xpress. Она будет координировать развитие VSAT-рынка в России. Inmarsat заинтересован в том, чтобы его VSAT-услуги распространялись в России через нескольких российских поставщиков", - уточнила Куликова.

На сегодняшний момент GX при помощи Inmarsat-5F1 оказывает услуги ШПД в Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в Азии как коммерческим, так и государственным заказчикам, говорит Юлия Куликова. "Основные российские авиакомпании проявляют большой интерес к услугам компании Inmarsat, - отметила она. - Мы надеемся, что сможем предложить им свои услуги как можно скорее".

По словам Микеле Франчи, сеть Global Xpress сможет обеспечить пользователю скорость доступа до 50 Мбит/с в любой точке земного шара, причем от одного оператора. Такая услуга будет доступна при помощи компактных терминалов спутниковой связи и за гораздо меньшие деньги, чем VSAT-сервисы.

Общая стоимость инвестиционной программы Global Xpress составит $1,2 млрд в течение четырех с половиной лет, говорил Франчи в начале 2013 г. "Благодаря Global Xpress мы сможем предложить услуги пользователям VSAT, а годовой объем этого рынка в мировом масштабе превышает $1,9 млрд. Через пять лет после развертывания системы Inmarsat планирует зарабатывать на ней $500 млн в год. Заявленный производителем срок службы спутников Inmarsat - 15 лет", - отмечал он.