© ComNews
04.02.2015

В феврале Национальная ассоциация домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) намерена собрать правление, чтобы обсудить беспрецедентную "вырубку" кабелей связи в столичном районе Южное Тушино. На сегодня в доме №5 по Туристской улице не осталось ни одного провайдера широкополосного доступа в Интернет (ШПД). Жильцы дома и провайдеры осуждают эту ситуацию, но Мосжилинспекция настаивает на законности предписания о демонтаже воздушных кабелей.

Об этом сообщил вице-президент НАДИКС Михаил Пашков. "Речь идет об имущественных отношениях. Мосжилинспекция, руководствуясь Жилищным кодексом, предписала подведомственной ей управляющей компании демонтировать не принадлежащее ей, чужое оборудование. При этом Мосжилинспекция не обращалась в Роскомнадзор, хотя именно это ведомство является надзорным органом в сфере связи", - подчеркнул Михаил Пашков.

По его словам, НАДИКС уже связалась с Департаментом информационных технологий Москвы (ДИТ). "Они в курсе этой ситуации, но к ним пока тоже никто официально не обращался", - добавил он. Михаил Пашков отметил, что случай с домом в Южном Тушино, скорее всего, первый в своем роде по уровню огласки и масштабу.

На сегодняшний день в доме остались только телефонные линии МГТС, а на крыше - антенны ОАО "Ростелеком", так как это телекоммуникационное оборудование является стратегическим, уточнил он.

Со своей стороны, представитель Мосжилинспекции пояснил репортеру ComNews, что по ст.44 Жилищного кодекса (ЖК) интернет-провайдеры могут осуществлять деятельность в доме только с согласия его собственников. "У провайдеров многоквартирного дома №5 по Туристской улице не было такого документа, а без разрешения собственников жилья никто не может каким-либо образом использовать общедомовое имущество", - подчеркнул он.

В ответ на это Михаил Пашков уточнил, что некоторые провайдеры пришли в этот дом раньше, чем новый Жилищный кодекс был введен в действие, то есть до 2005 г. "Тогда не нужно было согласование с жильцами", - отметил он.

Тем не менее, по мнению представителя Мосжилинспекции, интернет-провайдеры в доме по Туристской улице нарушили Жилищный кодекс. По его словам, оператор связи обязан соблюдать ЖК, как только он заходит в дом. "Провайдеры должны использовать имущество с согласия собственников многоквартирного дома (МКД). Нам рассказывают, что когда-то какие-то компании зашли в этот дом. Но как они это сделали - непонятно. Я никаких документов не видел", - сказал он. Отвечая на вопрос о возможном обращении в Роскомнадзор, сотрудник Мосжилинспекции ответил, что с точки зрения жилищного законодательства надзорным органом является Мосжилинспекция, а не Роскомнадзор. Он посоветовал провайдерам обращаться в суд и оспаривать данную ситуацию.

Источник ComNews, близкий к управляющей компании Государственное бюджетное учреждение (ГБУ) Москвы "Жилищник района Южное Тушино", отметил, что у интернет-провайдеров, работающих в доме на Туристской улице, были разрешения на установку оборудования, договоры с Мосэнергосбытом и прочие документы, за исключением протокола о согласии собственников МКД на использование общедомового имущества. "Такое сейчас происходит во многих домах. Не исключено, что отсутствие этого документа – способ, с помощью которого московская мэрия намерена держать провайдеров на короткой привязи", - полагает он. По его словам, управляющая компания пыталась сделать все, чтобы не допустить "вырубку" кабелей, но это не удалось.

Напомним, что "вырубка" кабелей последовала после обращений в различные государственные инстанции совета МКД дома №5 по Туристской улице. Его председатель Ольга Тучкова рассказала репортеру ComNews о своем взгляде на ситуацию.

В ноябре 2012 г. совет МКД обратился к главе управы района Южное Тушино Александру Ерохову с просьбой упорядочить нахождение на доме инфраструктуры интернет-провайдеров. В ответ была обычная отписка, утверждает Тучкова. Лишь когда окружная прокуратура обратила внимание на эту ситуацию и 10 марта 2014 г. вынесла предписание о наведении порядка, Мосжилинспекция в свою очередь также выпустила предписание. В итоге 14 января 2015 г. ГБУ "Жилищник района Южное Тушино" демонтировало оборудование всех интернет-провайдеров.

"Получилось, что вместо того, чтобы удалить из здания провайдеров, незадействованных на абонентах, управляющая компания, выполняя предписание Мосжилинспекции, убрала из дома весь Интернет. Это прецедент на всю Москву. Они захотели наказать меня за то, что я так долго тревожила их покой. Понимаю, что когда человек что-то требует и говорит со знанием дела, это не нравится. Я неудобный человек и требую соблюдения своих прав, - говорит Ольга Тучкова. - Вместо того чтобы разобраться и подойти взвешенно к этой проблеме, управляющая компания произвольно убрала из дома всех провайдеров".

Следует заметить, что в 2014 г. в здании по документам была проведена инвентаризация и никаких несанкционированных провайдеров обнаружено не было. Об этом было сообщено в письме заместителя начальника Мосжилинспекции Николая Ревина и главы управы района Южное Тушино Александра Ерохова. "Все оборудование установлено в соответствии с утвержденной проектной документацией. В электрощитовой дома незаконных подключений к электроэнергии не выявлено", - отмечалось в документе.

Сложилась парадоксальная ситуация, продолжает Ольга Тучкова. При наличии проведенной инвентаризации в доме начался демонтаж оборудования. "Почему он произошел в доме, который был узловым, ведь от этого пострадало 80 домов? В итоге управляющая компания сфабриковала так называемую инвентаризацию и одновременно ввела в заблуждение самих интернет-провайдеров", - отмечает она. Действия ГБУ "Жилищник", считает председатель МКД, неправомерны и подпадают под статью о самоуправстве.

"Кроме того, возникает вопрос, почему управляющая компания нарушила договор со мной лично: когда она давала разрешение на работу в доме, она, видимо, не учла ст.44 ЖК РФ, где требуется согласие жильцов на размещение на доме оборудования интернет-провайдеров?" – спрашивает Ольга Тучкова. Своими действиями ГБУ "Жилищник" нарушило права потребителей, что напрямую отразилось на жизнедеятельности жильцов дома, полагает она.

"Надеюсь, что провайдеры не будут нарушать чьи-либо права, но и начнут защищать свои собственные, - говорит председатель совета МКД. - Они же потеряли абонентов в результате демонтажа оборудования. Удивляет, почему до сих пор никто из пострадавших провайдеров не предъявил к управляющей компании ГБУ "Жилищник" своих претензий".

В дальнейшем Ольга Тучкова готова принять участие в обсуждении этой неординарной ситуации вместе с Национальной ассоциацией домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС).

Не все жильцы дома считают, что в произошедшем виновата именно управляющая компания. Так, одна из жительниц считает, что кабели в доме демонтировали после многочисленных обращений Ольги Тучковой. "Мы здесь все в шоке. Во всех документах фигурирует Ольга Тучкова. Она пишет в прокуратуру, но подписывается от себя и от жителей дома. Народ возмущается. Такое ощущение, что живем в ее доме", - отмечает жительница дома. Тем не менее, некоторые жильцы считают, что управляющая компания по собственной воле отрезала кабели, поясняет она.

Источник ComNews, близкий к управляющей компании ГБУ "Жилищник", отметил, что, по его мнению, у Ольги Тучковой нет нотариально заверенной доверенности на право выражения мнения жильцов и она не может являться председателем совета МКД.

Теперь жильцам дома №5 предстоит выбрать интернет-провайдеров, которые будут оказывать услуги по всем правилам, в том числе подпишут с собственниками квартир протокол об их согласии на размещение на доме телекоммуникационного оборудования. Однако, как выяснилось, граждане могут столкнуться с трудностями.

Генеральный директор ООО "МВМ Технолоджи" (бренд "Тушино-Телеком") Максим Антоненко отметил, что провайдер не обязан возвращаться в такой дом. "Может получиться так, что создастся прецедент, когда провайдеры не станут возвращаться в такие дома, ведь такая история может повториться вновь - например, появятся новые Тучковы", - сказал он, напомнив, что у его компании в доме было 27 абонентов. С его позицией солидарен и представитель "Акадо-Столица". "Кто сказал, что провайдеры будут обязаны вернуться в этот дом?" – спрашивает он. У этого оператора в доме было 35 абонентов.

"Они не вернутся, - обреченно сказала одна из жительниц дома. - "ВымпелКом" сказал, что не вернется, "2КОМ" тоже не вернется". По ее словам, интернет-провайдеры не хотят связываться с Ольгой Тучковой.

Как ранее сообщал ComNews, НАДИКС намерена пожаловаться в Роскомнадзор на управляющие компании, необоснованно демонтирующие в жилых домах "воздушные" кабели интернет-провайдеров (см. новость ComNews от 29 января 2015 г.). "Получается правовая коллизия, - говорил ComNews председатель правления и исполнительный директор НАДИКС Леонид Буслаев. - С одной стороны, "Жилищник района Южное Тушино" выполняет требование Мосжилинспекции и прокуратуры, но с другой - превышает полномочия, так как взаимодействием операторов с УК должен заниматься Роскомнадзор. Именно туда следовало обратиться Мосжилинспекции для разъяснения ситуации, но она этого не сделала". Ассоциация готовит обращение к главе Роскомнадзора Александру Жарову, чтобы узнать позицию ведомства в отношении подобных историй.

Статьи по теме