© ComNews
04.02.2015

Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования рынка интернет-торговли в Российской Федерации за 2014 год.

По данным аналитиков, объем рынка интернет-торговли по итогам 2014 года превысил 683 млрд рублей и на протяжении последних 5 лет рос в среднем на 42,5% в год. На рынке интернет-торговли присутствует более 40 тыс. компаний. Крупнейшими сегментами интернет-торговли остаются "Бытовая техника и электроника" и "Гипермаркеты".

По оценкам экспертов J’son & Partners Consulting, рынок интернет-торговли России по итогам 2014 года составил 683 млрд рублей. Средний рост рынка (CAGR) в 2009-2014 гг. был равен 42,5%. В 2014-2018 годах CAGR ожидается на уровне 7% в год.

Эксперты прогнозируют снижение объемов рынка в 2015 году на 5% в связи с тяжелой макроэкономической ситуацией. Затем ожидается небольшое восстановление к 2016 году и рост рынка более чем на 20% к 2017 году.

По оценке экспертов J’son & Partners Consulting, основным средством оплаты заказов в интернет-торговле остаются наличные. В первой половине 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел резкий поворот в потребительских предпочтениях, который увеличил долю электронных платежей в два раза. Наблюдается дальнейшая тенденция снижения доли наличных в общей структуре способов оплаты на рынке интернет-торговли Российской Федерации.

 Самыми посещаемыми сегментами интернет-торговли в 2014 году являются "Гипермаркеты", "Одежда и обувь", "Купонные сервисы", а также "Бытовая техника и электроника". Согласно статистике запросов Yandex.wordstat, наибольшее количество запросов в 2014 году приходилось на сегмент "Купонные сервисы", "Мебель", "Книги и мультимедиа".

Среди основных трендов и тенденций рынка интернет-торговли Российской Федерации эксперты J’son & Partners Consulting выделяют развитие мультиканальной стратегии сбыта: крупнейшие игроки развивают розничные сети вместе с развитием интернет-торговли. Выделяется консолидация отдельных сегментов: происходят слияния и поглощения крупных игроков – в 2014 году произошло объединение "Сотмаркет", "Ютинет" и гипермаркета E96. Происходит развитие мобильных приложений на рынке интернет-торговли; наблюдается рост мобильной рекламы в приложениях интернет-магазинов и развитие мобильных платежей.

В 2014 году повышается привлекательность бизнес-модели "маркетплейс" - "Яндекс.Маркет" и Sapato.ru в прошлом году стали агрегаторами интернет-магазинов. В отдельных сегментах интернет-торговли присутствует гиперконкуренция: огромное количество игроков наблюдается в сегментах "Бытовая техника и электроника", "Одежда и обувь", "Доставка блюд", что обусловлено низкими входными барьерами и высокой популярностью сегментов у потребителей. В товарной структуре сегмента "Книги и мультимедиа" постепенно возрастает доля электронных книг. Отдельные сегменты, такие как "Программное обеспечение" и "Медицина" зависят от внешних факторов: в первом случае высока доля нелегального контента, в втором – зависимость от государственного регулирования отрасли.

По оценкам экспертов J’son & Partners Consulting в 2015 году объем рынка в денежном выражении сократиться на 5%; тенденция к консолидации игроков и выделение нишевых интернет-магазинов сохранится. Прогнозируется замедление развития розничного присутствия участников рынка интернет-торговли из-за нестабильной экономической обстановки. Также ожидается снижение доли трансграничной торговли, ввиду ослабления рубля на мировой арене. По мнению многих участников рынка интернет-торговли в 2015 году сохранится тенденция к росту онлайн-гипермаркетов, предоставляющих смешанный ассортимент товаров. Прогнозируется дальнейшее развитие мобильных приложений игроками рынка интернет-торговли. По различным оценкам ожидается стагнация и сокращение количества игроков сегмента "Купонные сервисы". В товарной структуре сегмента "Книги и мультимедиа" ожидается дальнейший рост нефизических товаров.