Сергей Петров, президент некоммерческого партнерства содействия развитию медиакоммуникационной отрасли "Медиа-коммуникационный союз"
09.02.2015

В интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику президент некоммерческого партнерства содействия развитию медиакоммуникационной отрасли "Медиа‑коммуникационный союз" (НП "МКС") Сергей Петров подвел итоги первого года его работы.

- НП "МКС" было зарегистрировано в феврале 2014 года. Каковы главные результаты первого года работы?

- Начну с предпосылок создания этого объединения. Мы наблюдаем синергию телекома и медиа, отрасли стремительно движутся в направлении все более тесной конвергенции. Многие аналитики уже говорят о TMT-индустрии, объединяющей медиа, ИТ и телеком. Возможно, пока рано вести разговор о единой индустрии, но очевидно, что есть как пересечение интересов, так и синергия на стыке отраслей. Уместно говорить о появившейся на стыке индустрий медиакоммуникационной отрасли.

Существуют площадки, объединяющие телекоммуникационные компании либо, напротив, вещателей. Они эффективно отстаивают интересы своих участников. Но не было объединения, защищающего интересы новой медиакоммуникационной индустрии, на базе которого в то же время можно было бы сглаживать и устранять естественные противоречия между предприятиями телекома и медиакомпаниями. Учредители МКС сделали логичный шаг: собрали и объединили крупнейших игроков рынка.

За минувший год МКС удалось не только создать работоспособную структуру для исполнения решений учредителей, но и стать площадкой, объединившей лучших экспертов отрасли, профессионалов с многолетним опытом работы. Мы смогли собрать эффективную команду единомышленников, которая менее чем за год сумела выполнить колоссальный объем работ и всего за несколько месяцев подготовить стратегически важный для нас документ – ​Концепцию развития медиакоммуникационной отрасли России до 2025 года. Этот результат был достигнут благодаря усилиям всех членов комитета по стратегии МКС, экспертов из компаний-учредителей и приглашенных экспертов, а также благодаря активному участию председателя правления МКС Дмитрия Багдасаряна.

Подготовка концепции развития отрасли стала ключевым результатом года работы Союза. Мы представили ее в рамках Russian Interactive Week (RIW) в ноябре 2014 года. Особенно важно, что концепция получила одобрение не только крупнейших игроков рынка, но и регулятора.

- При создании МКС заявлялось о намерении участвовать в разработке документов, регулирующих деятельность операторов связи и правообладателей. В работе над какими документами представители МКС принимали участие?

- Мы собрали мнения участников рынка относительно того, каких регуляционных изменений больше всего ожидают в профессиональной среде. Все без исключения отметили необходимость внесения изменений в Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и радиовещания, а также доработки Концепции глобального лицензирования.

В ходе подготовки Правил оказания услуг связи для целей теле- ​и радиовещания возникло более 200 разногласий между компаниями связи и медиаструктурами. В результате проделанной на базе МКС работы эти разногласия были устранены, стороны пришли к компромиссу. На выходе мы получили согласованный всеми игроками рынка документ, который внесли в Минкомсвязи.

В процессе доработки Концепции глобального лицензирования на базе Союза мы выработали совместную позицию и от имени МКС подготовили и отправили письмо в адрес первого вице-премьера Игоря Шувалова, а также главы Минкомсвязи Николая Никифорова и главы Минкультуры Владимира Мединского. Мы уверены, что предложенная Российским союзом правообладателей (РСП) схема защиты интересов правообладателей в Интернете приведет рынок производства и распространения контента к стагнации.

- В чем именно вы не согласны с предложениями РСП?

- Российский союз правообладателей предлагает внедрить систему глобальной лицензии, однако подсчеты показывают, что эта система не сможет себя окупить. По оценке МКС, расходы операторов за 10 лет составят около 300 млрд рублей, в то время как доходы – ​менее 200 млрд рублей. Однако важнее, что внедрение этой схемы приведет к потерям в размере примерно 800 млрд рублей в течение 10 лет из-за упущенных возможностей роста. Соответственно, государство недополучит около 150 млрд рублей только от НДС и налога на прибыль.

Разработанная МКС и PwC стратегия развития медиакоммуникационной отрасли предусматривает развитие и распространение платной модели потребления контента. В результате средняя выручка на одного пользователя неэфирного ТВ к 2025 году вырастет до 190 рублей в месяц, в онлайн-видео - ​до 130 рублей в месяц. Реализация предложений РСП предполагает консервацию этих значений на уровне 25 рублей в месяц и стагнацию рынка производства и распространения контента. Поэтому МКС выступает за поступательное развитие платной модели потребления, которая станет локомотивом для всей медиакоммуникационной отрасли.

- Сотрудничает ли МКС с ассоциацией "Индустриальный комитет по телеизмерениям"?

- МКС активно взаимодействует с Индустриальным комитетом по телеизмерениям. Так, при подготовке технического задания тендера по выбору подрядчика на проведение измерений мы рекомендовали дополнить систему измерений блоком, посвященным измерению потребления медийного контента в неэфирных средах.

- Согласно ЕГРЮЛ, учредителями МКС являются ТТК (в лице ЗАО "Центртранстелеком"), МТС, СТС, "ВымпелКом", "МегаФон" (ЗАО "МегаЛабс"), "Проф-Медиа Менеджмент", "ЭР-Телеком Холдинг", "Национальная медиагруппа", ВГТРК (ОАО "Цифровое телевидение"). При этом на сайте МКС среди учредителей указаны также "Газпром-Медиа Холдинг", "Ростелеком" и "Национальная спутниковая компания".

- В МКС входят медиакомпании "Газпром-Медиа Холдинг", "Национальная медиагруппа", "СТС Медиа", "ЭР-Телеком Холдинг", "Цифровое телевидение", "Национальная спутниковая компания" ("Триколор ТВ"), а также операторы связи МТС, "ВымпелКом", "МегаФон", "Ростелеком" и ТТК, то есть практически все ключевые вещательные корпорации и операторы связи России.

Что касается остальных акционеров, идет юридический процесс замены "Проф-Медиа Менеджмента" в списке учредителей МКС на "Газпром-Медиа Холдинг", поскольку последний в прошлом году приобрел несколько структур "Проф-Медиа", включая "Проф-Медиа Менеджмент". А "Ростелеком" и "Национальная спутниковая компания" присоединились после регистрации МКС в ЕГРЮЛ.

- Связисты и вещатели представляли разные лагеря, однако уже несколько лет связисты интересуются видеоконтентом, а вещатели идут в направлении телеком-услуг. МКС - ​первая ассоциация, объединившая эти две группы. Удается ли представителям телекоммуникационного и вещательного лагерей находить общий язык в рамках МКС?

- Да, конечно. Самой яркой иллюстрацией этого явилась работа над согласованным проектом Правил оказания услуг связи для целей телевизионного и радиовещания. Этот документ готовился в течение нескольких лет, но снять разногласия и найти приемлемое для всех решение удалось лишь на площадке МКС.

В Правила было внесено несколько изменений, которые делают взаимовыгодной работу вещателей и операторов связи. Во-первых, было установлено две категории общедоступных телеканалов (радиоканалов): общероссийский обязательный общедоступный, то есть бесплатный, телеканал и общероссийский общедоступный телеканал (ООТ) с платной трансляцией.

Платная трансляция ООТ обеспечит компенсацию расходов на оказание услуг связи и получение выручки, за счет которой операторы связи будут осуществлять в том числе бесплатный прием сигналов общедоступных телеканалов от вещателей, а также модернизацию сетей связи и развитие услуг связи.

Во-вторых, в документе прописано, что, транслируя сигнал общероссийского обязательного общедоступного телеканала и ООТ, оператор связи при наличии технической возможности обязан сохранять порядковый номер позиции, на которой телеканал распространяется в эфире в открытом виде.

В-третьих, уточнен порядок изменения договора на услуги связи с абонентом: предусмотрена возможность его изменения без подписания дополнительного соглашения.

Таким образом, путем внесения поправок в основополагающие для отрасли документы нам удается находить взаимовыгодные способы взаимодействия между двумя индустриями.

- С какой целью МКС выступил соорганизатором выставки RIW? Намерен ли он заработать на этом мероприятии?

- Мы рассматривали поддержку RIW как возможность капитализировать и приумножить вложенные интеллектуальные ресурсы. В рамках RIW мы провели Медиакоммуникационный форум, где прошло широкое обсуждение концепции развития медиакоммуникационной отрасли. Russian Interactive Week оказалась практически идеальной площадкой для презентации нашей концепции, а также для общения с участниками рынка, которые еще не вступили в Союз.

Зарабатывать на проведении RIW мы не собираемся, у МКС в принципе нет такой задачи. Мы - ​некоммерческое партнерство и существуем на деньги учредителей.

- Вы упомянули о концепции развития медиакоммуникационной отрасли. В чем состоят ее ключевые положения?

- Концепция содержит 15 стратегических инициатив, реализация которых позволит увеличить объем рынка в 2015-2025 годах на 751 млрд рублей - ​до 2246 млрд рублей по перспективному сценарию против 1495 млрд рублей по запасному (без реализации предложений концепции). Наиболее актуальные из них: борьба с пиратством, развитие кадрового потенциала отрасли, создание онлайн-видеосервиса, поддержка производителей контента, а также решение множества других вопросов.

Мы разработали документ и представили его для открытой дискуссии в ходе RIW. Все три дня шло активное обсуждение концепции как в рамках Медиакоммуникационного форума, так и за его пределами. Все полученные предложения были учтены нами при подготовке "дорожной карты" развития отрасли, которая будет впоследствии передана регулятору.

Совместно с участниками МКС мы продвигаем наши идеи и концепцию развития отрасли на всех площадках, на которых присутствуют представители рынка и регуляторных структур. В этом году МКС примет участие в выставке "Связь-Экспокомм" в мае и в RIW в ноябре.