© ComNews
12.02.2015

Оператор "МегаФон" и компания QIWI запустили совместный электронный кошелек на базе Visa Qiwi Wallet. При оплате большей части услуг посредством сервиса абоненты оператора будут получать вознаграждение в размере 0,5% от суммы платежа. Аналитики полагают, что для оператора такое решение - скорее, маркетинговый ход, а для QIWI - возможность нарастить число пользователей электронных кошельков.

О запуске электронного кошелька сообщили на пресс-конференции генеральный директор ЗАО "МегаЛабс" Денис Зырянов и управляющий директор группы QIWI Анна Стоклицкая.

По словам Дениса Зырянова, на создание сервиса и его подготовку к запуску компании потратили около полутора лет. Технической разработкой кошелька занималась компания "МегаЛабс". Процессинг платежей осуществляется при помощи партнера QIWI - системы Visa. Инвестиции в создание проекта, как и разделение доходов между партнерами, компании не раскрывают.

Пользователи кобрендингового кошелька смогут увидеть на экране смартфона (компьютера, планшета, терминала QIWI) два баланса: счета телефона с SIM-картой "МегаФона" и счета электронных денег. Клиент сможет выбрать, с какого из них он хочет оплатить товар или услугу. При этом средства можно переводить с одного счета на другой без комиссии. "Совместный сервис позволяет оплатить товары и услуги более 75 тыс. организаций, причем каждый день QIWI подключает к сервису новые магазины", - сказала Анна Стоклицкая.

Одной из особенностей электронного кошелька является безкомиссионная оплата. При покупке 97% товаров и услуг, которые предлагаются к оплате через электронный кошелек, не взимается комиссия, рассказала Анна Стоклицкая. "Нулевая комиссия распространяется на самые популярные направления: коммунальные платежи, покупки в интернет-магазинах, штрафы, оплата домашнего Интернета и др. В комиссионную категорию входят денежные переводы и погашение кредитов", - уточнила она.

Кроме того, пользователи совместного проекта "МегаФона" и QIWI смогут получать вознаграждение в 0,5% от суммы платежа при оплате почти всех товаров и услуг, кроме сотовой связи и комиссионных платежей. Эти средства будут поступать на мобильный счет абонента и могут быть сразу использованы для любых платежей.

"Основной фокус направлен на наших абонентов, которым мы даем возможность сэкономить, обнуляя комиссию, предоставляя вознаграждение. Благодаря нашему продукту абонент может сэкономить 500 руб. в месяц и даже больше на оплате услуг через Интернет", - сказал Денис Зырянов.

По словам Анны Стоклицкой, в настоящее время число активных счетов Visa Qiwi Wallet составляет порядка 16,5 млн. Треть из них - абоненты "Мегафона". "Мы надеемся, что новый продукт привлечет большее количество пользователей системы Visa Qiwi Wallet", - сказала она. Анна Стоклицкая напомнила, что для пользователей кошелька уже доступны мобильные приложения на базе Android и iOS. Мобильное приложение для ОС Windows пока находится в разработке.

Остальные операторы "большой четверки" также активно развивают сервисы мобильной коммерции. Так, в 2011 г. ОАО "ВымпелКом" и "Альфа-Банк" объявили о создании универсальной платежной системы RuRu. На сегодняшний день через нее можно оплатить 37 тыс. услуг, их перечень тоже растет, напомнила пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. При оплате сотовой связи, погашении кредитов, оплате штрафов ГИБДД в системе RuRu с пользователя снимается комиссия. "В то же время RuRu предоставляет без комиссии такие сервисы, как оплата игр в Google Play, денежные переводы по СНГ, оплата услуг ЖКХ, оплата домашнего Интернета "Билайн" и другие", - сказала она. Мобильное приложение RuRu доступно на базе iOS и Android.

ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) развивает финансовые и банковские услуги на основе интеграции с "МТС Банком". С 2011 г. оператор продвигает кредитные и дебетовые банковские карты "МТС Деньги".

С 2009 г. оператор развивает сервис мобильной коммерции "Легкий платеж", напомнил руководитель направления по взаимодействию со СМИ МТС Дмитрий Солодовников. Сервис позволяет совершать платежи с лицевого счета МТС и с банковских карт при помощи мобильного приложения, USSD-команд и с сайта МТС. "Доступность платежей с лицевого счета обеспечивается на 25 тыс. витринах", - отметил он. При оплате услуг с лицевого счета при помощи сервиса "Легкий платеж" размер комиссии варьируется от 0% до 2%, при платежах с банковских карт комиссия не взимается. Количество пользователей сервисов мобильной коммерции от МТС увеличилось с 2,2 млн в 2013 г. до 2,6 млн к концу 2014 г. Приложение "Легкий платеж" можно установить на смартфоны с ОС Android, iOS, Windows, а также на обычные телефоны под управлением Java.

По словам пресс-секретаря "Tele2 Россия" Ирины Рыбаковой, в рамках направления мобильной коммерции оператор предлагает ряд сервисов, позволяющих совершать мгновенные платежи и переводы при помощи мобильного телефона: "Tele2 кошелек", "Денежные переводы" и виртуальная карта "Tele2 MasterCard". Ежемесячно к услугам мобильной коммерции прибегает около 300 тыс. абонентов Tele2, отметила она.

Аналитики считают, что при создании кобрендинговых продуктов, наподобие совместного электронного кошелька QIWI и "МегаФона", у партнеров стоят разные цели. "В случае с Qiwi, платежная система получит возможность привлечь часть клиентов "МегаФона", - отметил младший аналитик Rye, Man & Gor Securities Егор Дахтлер. QIWI выгодно такое сотрудничество за счет перспектив наращивания числа активных пользователей электронных кошельков, соглашается аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Тимур Нигматуллин.

QIWI - самый крупный игрок по числу терминалов наличной оплаты, этим он выгодно отличается от других, напоминает начальник управления операций на российском фондовом рынке инвестиционной компании "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. По его мнению, в будущем возможно создание других альянсов - например, с участием сервиса "Яндекс.Деньги".

Для операторов такое партнерство - скорее, маркетинговый ход, объясняет аналитик UFS Investment Company Анна Милостнова. "Операторы предлагает такую услугу для удержания существующих клиентов и повышения их лояльности оператору, что важно в условиях высокой конкуренции на рынке", - говорит она. "Клиент с гораздо большим желанием расстанется с деньгами, если ему предложить определенный бонус за пользование услугой, либо объединить несколько услуг в одном сервисе", - добавляет Егор Дахтлер. По словам Анны Милостновой, операторы не раскрывают долю выручки от дополнительных услуг. Однако в разрезе выручки "МегаФона", например, доходы от дополнительных VAS-услуг (Value Added Services – Прим. ComNews) составляют около 11%, и эта доля имеет тенденцию к снижению.

Помимо повышения лояльности клиентов мобильным операторам, как и операторам связи в целом, выгодно развитие электронных платежных сервисов с точки зрения сокращения комиссионных расходов, которые они берут на себя, принимая платежи от абонентов через традиционные каналы, напомнил Тимур Нигматуллин из "Финама".