© ComNews
10.03.2015

Роскомнадзор в ближайшее время подтвердит или опровергнет необходимость и процедуру сдачи узлов связи в Петербургском метрополитене: единой цифровой радиосвязи (ЕЦРС), триаксиального кабеля и антенно-фидерной системы (АФС). Экспертиза может стать поворотной точкой в споре между МТС и "МегаФоном" вокруг доступа к инфраструктуре подземки.

Об этом порталу ComNews рассказал в пятницу представитель пресс-службы ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС).

Он напомнил, что в прошедший четверг комиссия Санкт-Петербургского Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) рассмотрела заявление МТС о необоснованном препятствии к доступу к инфраструктуре Петербургского метрополитена. По утверждению заявителя, его конкурент, ОАО "МегаФон", уклоняется от выполнения обязательств предоставить доступ к излучающему кабелю, используемому системой единой цифровой радиосвязи метрополитена и сотовой связи GSM/UMTS. Из-за этого абоненты МТС не могут пользоваться услугами голосовой связи и мобильного Интернета в тоннелях метро.

По итогам заседания, комиссия УФАС удовлетворила ходатайство МТС о привлечении к делу Роскомнадзора, который даст экспертную оценку необходимости сдачи системы и проведения натурных испытаний. Кроме того, комиссия перенесла сроки рассмотрения дела в связи с появлением дополнительных материалов: "Мегафон" предоставил новый пакет документов только 3 марта, так что ни комиссия, ни юристы МТС не успели детально с ним ознакомиться.

"Впервые за последние несколько лет вопрос доступа других операторов связи к инфраструктуре Петербургского метрополитена сдвинулся с мертвой точки, и мы считаем это своей заслугой, - ранее замечал директор юридического департамента филиала "Северо-Запад" МТС Михаил Савкин. - Наконец-то были открыто озвучены хоть какие-то сроки предоставления условий, на которых мы и другие операторы смогут оказывать услуги связи в тоннелях метро".

"МегаФон" на заседании комиссии УФАС заявил, что для окончательной сдачи в эксплуатацию системы и подключения к ней других операторов связи еще не произведены натурные испытания оборудования в полном объеме. "Непонятно, что мешало провести эти натурные испытания ранее - "Мегафон" эксплуатирует оборудование и оказывает услуги связи на коммерческой основе в тоннелях на 4-й и 5-й линиях метрополитена начиная с 2010 г., а на 1-й, 2-й и 3-й линиях - начиная с 2011 г., - недоумевает Михаил Савкин. - Все это похоже на сознательное затягивание сроков доступа к инфраструктуре метрополитена для других операторов".

"Сегмент единой сети, необходимой для обеспечения безопасности в метрополитене, строительство которого не находилось в зоне ответственности "МегаФона", был полностью создан в декабре 2014 г. После этого компания сразу же приступила к натурным испытаниям", - возразил в беседе с ComNews представитель пресс-службы "МегаФона".

"МегаФон" осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и выполняет все требования Роскомнадзора, предъявляемые при сдаче сети связи, - заверили представители оператора. - Если ФАС считает необходимым привлечь к делу Роскомнадзор, то это допустимо в рамках его полномочий".

"Роскомнадзор как регулирующий орган может подтвердить или опровергнуть необходимость и процедуру сдачи единой цифровой радиосвязи, триаксиального кабеля и антенно-фидерной системы - узлов связи, действующих в метрополитене", - уточнил сотрудник пресс-службы МТС.

В то же время заместитель руководителя Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу Петр Карпенко затруднился ответить, когда ведомство проведет необходимые работы. "Мы еще не получили ни одного документа из ФАС. Как получим материалы, так будем рассматривать", - отметил чиновник.

Ранее директор Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Алексей Семенов отмечал, что пока у этой компании нет технической возможности, чтобы предоставить инфраструктуру в перегонах для всех операторов мобильной связи (см. новость ComNews  от 27 февраля 2015 г.). "Собственником линии связи в перегонах метро является "МегаФон", но основные пользователи услуг - госструктуры, - говорил он. - Сейчас ведется работа совместно с СПб ГУП "АТС Смольного" и ГУП "Петербургский метрополитен", направленная на то, чтобы завершить все технические работы в тоннелях метро. Работу мы завершим к концу текущего года и тогда сможем сформулировать совместные окончательные технические условия по предоставлению доступа к инфраструктуре в перегонах метро для всех операторов".

Как только такая инфраструктура будет создана и принята по договору, "МегаФон" будет готов допустить других операторов к ее эксплуатации в соответствии с договором о ее создании, добавил в пятницу представитель пресс-службы фирмы. "Необходимо отметить, что услуги связи на территории метрополитена оказывает множество операторов, в частности с использованием оборудования "МегаФона", - подчеркнул он. - Основное предназначение этой системы - обеспечение бесперебойной связи для служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций". Как ранее заявлял Алексей Семенов, первоначальное предназначение этой сети связи - обеспечивать нужды метрополитена. "Сегодня машинисты поездов и диспетчеры общаются с помощью связи стандарта TETRA, которая предоставляется через наш кабель", - говорил он.

Руководитель проектов ООО "Сага Телеком", оператора связи стандарта TETRA, Павел Паршин в беседе с ComNews выразил "очень большие сомнения" в том, что мобильные сети могут создавать помехи для спецсвязи. "Самые низкочастотные сети сотовой связи работают в диапазоне 900 МГц, а сети TETRA в Петербурге - в диапазоне 410-430 МГц, - пояснил он репортеру ComNews. - Единственное, сотовые устройства могут перегружать вход приемника, но это могут делать, например, и устройства связи метрополитена".

Напомним, что 19 января 2015 г. Санкт-Петербургское УФАС возбудило дело по жалобе МТС, которую компания подала 14 октября прошлого года (см. новость ComNews от 2 февраля 2015 г.). Антимонопольное ведомство подозревает "МегаФон" в сговоре с ГУП "АТС Смольного" и ГУП "Петербургский метрополитен" для ограничения конкуренции в подземке Северной столицы.