© ComNews
20.03.2015

Долгожданный первый спутник зарубежного производства в группировке ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) - "Экспресс-АМ7" - вчера планово вышел на геопереходную орбиту. Успешный запуск последовал за несколькими нештатными ситуациями, которые происходили со спутниками-предшественниками.

Ракета-носитель "Протон-М" со спутником "Экспресс-АМ7" на борту стартовала с космодрома Байконур 19 марта 2015 г. в 01:05 по московскому времени. В 10:18 космический аппарат отделился от разгонного блока "Бриз-М" и был принят в управление специалистами французской компании-производителя Airbus Defence and Space для последующего перевода на геостационарную орбиту.

Airbus Defence and Space применил для "Экспресса-АМ7" традиционную для европейских спутников схему выведения, когда ракета с разгонным блоком доставляют космический аппарат не в целевую точку на геостационарной орбите, а на геопереходную орбиту. Далее с этой орбиты спутник движется на геостационар на собственных двигательных установках (так называемых апогейных двигателях). В случае с "Экспрессом-АМ7" такая схема выведения диктовалась большой массой спутника (5686 кг) - грузоподъемности "Протона" хватает только на то, чтобы донести такой вес до геопереходной орбиты. По данным ГПКС, для "Экспресса-АМ7" перевод с геопереходной на геостационарную орбиту займет 10-12 суток.

В процессе перевода потребуется четыре включения апогейного двигателя - 20, 22, 23 и 25 марта, следует из материалов ГПКС; продолжительность каждого из этих включений будет колебаться в пределах 47-78 минут. К 31 марта "Экспресс-АМ7" должен занять точку стояния 40° в.д. на геостационарной орбите. Ввод спутника в эксплуатацию запланирован на май 2015 г., пояснил репортеру ComNews начальник отдела по связям с общественностью ГПКС Денис Сухоруков.

Запуску "Экспресса-АМ7" предшествовал ряд нештатных ситуаций с его предшественниками, производителем которых является Airbus Defence and Space.

На базе спутниковой платформы Eurostar E3000 производства EADS Astrium (так до января 2014 г. назывался Airbus Defence and Space) был в свое время создан аппарат "Экспресс-АМ4" (первый спутник ГПКС, полностью построенный зарубежным производителем). При запуске 18 августа 2011 г. он вышел на нерасчетную орбиту в связи с нештатной работой разгонного блока (см. новость ComNews от 24 августа 2011 г.). Спутник был полностью работоспособен, частично раскрыл панели солнечных батарей, был ориентирован на Солнце и находился в режиме "стабильного ожидания", при этом его невозможно было перевести на рабочую орбиту. 25 марта 2012 г. аппарат был сведен с нерасчетной орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы, а несгоревшие обломки затоплены в северной части Тихого океана к северу от Гавайских островов.

Спутник-дублер "Экспресс-АМ4R" (буква "Р" в названии означает "рекуррентный") после старта 16 мая 2014 г. с космодрома Байконур сгорел в плотных слоях атмосферы из-за того, что разгонный блок "Бриз-М" со спутником не успел отделиться от ракеты (см. новость ComNews от 19 мая 2014 г.).

Проблемы (к счастью, не фатальные) возникали и при запуске других космических аппаратов в интересах российских операторов. 28 октября 2014 г. американский эксперт в сфере космоса Джонатан МакДауэлл обнаружил на нерасчетной орбите спутник "Экспресс-АМ6", запущенный с Байконура 21 октября 2014 г. по заказу ГПКС. Из неофициальных источников выяснилось, что проблема была связана с нештатной работой разгонного блока "Бриз-М". Публично этот факт был признан в России лишь на прошлой неделе, когда производитель "Экспресса-АМ6" - ОАО "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева" (ИСС) - официально сообщил: "При запуске, состоявшемся 21 октября 2014 г., космический аппарат был выведен на нерасчетную орбиту, параметры которой имели значительные отклонения по высоте, наклонению и эксцентриситету" (см. новость ComNews от 16 марта 2014 г.).

На грани фола был и запуск космического аппарата "Ямал-402" для ОАО "Газпром космические системы" (ГКС), который состоялся 9 декабря 2012 г. Из-за неправильной работы разгонного блока "Бриз-М" этот спутник был выведен на нерасчетную орбиту. Спасти его удалось лишь благодаря вмешательству производителя - французской фирмы Thales Alenia Space ("Ямал-402" был первым заказанным ГКС иностранным спутником) и наличию у этого спутника апогейных двигателей. Сразу после аварийного запуска Thales Alenia Space взял управление им на себя и за счет четырех включений апогейных двигателей смогла доставить "Ямал-402" в целевую орбитальную позицию. К слову, Thales Alenia Space провел эту уникальную операцию бесплатно для ГКС.

Для предотвращения нештатных ситуаций производитель ракеты-носителя "Протон-М" и разгонного блока "Бриз-М", ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева" (ГКНПЦ), провел "соответствующую работу", заявил репортеру ComNews представитель пресс-службы Роскосмоса Михаил Фадеев. В чем заключалась эта работа, он не уточнил. Пресс-служба ГКНПЦ вчера комментариев не предоставила.

Досье ComNews

Космический аппарат "Экспресс-АМ7" изготовлен французской компанией Airbus Defence & Space (ранее EADS Astrium) на базе платформы Eurostar E3000 по заказу ФГУП "Космическая связь". Это первый полностью иностранный спутник, произведенный для нужд ГПКС. Его создание финансировалось с использованием кредитной линии, открытой Внешэкономбанком.

Спутник будет размещен на геостационарной орбите в позиции 40˚ в.д. и обеспечит услугами связи и вещания пользователей на территории России, Европы, Африки и Южной Азии. Аппарат оснащен 80 транспондерами, среди которых - работающие в С-, Ku- и L-диапазонах (причем в С- и Ku-диапазонах часть лучей этого спутника – перенацеливаемые). Мощность, выделяемая на полезную нагрузку, равна 13,7 кВт, стартовая масса спутника - 5686 кг.

Спутник предназначен для выполнения государственного заказа (трансляция телевизионных пакетов программ, обеспечение президентской, правительственной и специальной связи, фиксированная спутниковая связь в интересах госзаказчиков), а также обслуживания российских пользователей (телерадиовещание, широкополосный доступ в Интернет, магистральные каналы связи, корпоративные сети, сети привязки удаленных базовых станций сотовой связи, связь с подвижными объектами) и зарубежных клиентов (телевещание, корпоративные сети, организация резервных каналов связи после чрезвычайных ситуаций, доступ в Интернет и дистанционное обучение, сети VSAT).

Срок активного существования аппарата составляет 15 лет. Риски, связанные с запуском и эксплуатацией "Экспресса-АМ7", застрахованы ОСАО "Ингосстрах" совместно с ООО "Страховой центр "Спутник" на 7,8 млрд руб. Страховщики делят обязательства по страховому покрытию (как и страховую премию) между собой в соотношении 95% / 5%, сообщил репортеру ComNews вице-президент "Ингосстраха" Александр Подчуфаров.