© ComNews
24.03.2015

Несмотря на заметное снижение миграционного потока из стран ближнего зарубежья в Россию, операторы "большой тройки" продолжают работать на рынке услуг мобильной связи для мигрантов и считают его важным для себя. Эксперты полагают, что число подключений к тарифам, рассчитанным на приезжающих из СНГ, может снизиться.

По данным Федеральной миграционной службы, во II полугодии РФ покинули 660 тыс. граждан ближнего зарубежья. Им пришлось уехать как из-за экономических причин: ухудшения экономической ситуации и падения рубля, так и из-за законодательных нововведений, регулирующих правила пребывания в стране иностранных мигрантов. По оценкам "ТМТ Консалтинг", в течение 2015 г. можно ожидать возвращения как минимум половины из них - т.е. около 350-400 тыс., рассказала директор по проектам аналитического агентства Елена Крылова.

В январе 2015 г. глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский в эфире телеканала "Россия 24" заявил о том, что число въехавших в Россию мигрантов в первые дни января 2015 г. снизилось на 70% по сравнению с аналогичными данными за прошлый год. По его словам, снизилось число приезжих из всех стран Средней Азии, кроме Киргизии. Одновременно выросло число въехавших в Россию граждан Украины. По статистике, опубликованной на сайте ФМС 4 марта, в пятерку стран, чьих граждан больше всего находится на территории России, входят: Узбекистан, Украина, Таджикистан, Киргизия и Молдова.

Операторы "большой тройки" пока не ощутили на себе влияние от снижения миграционного потока. Тем не менее, часть из них стараются быть готовыми к такому развитию событий.

"Мы не исключаем, что под влиянием экономической ситуации возможно сокращение сегмента мигрантов, с которым "ВымпелКом" работает на протяжении многих лет", - отметила пресс-секретарь оператора Анна Айбашева. На текущий момент, по ее словам, оператор не ощущает снижения количества абонентов из числа рассматриваемой категории. Представитель "ВымпелКом" говорит, что оператор старается работать с аудиторией мигрантов более персонализированно, разделяя их на оседлых и вновь прибывших. "Оседлые мигранты сейчас более активно начинают пользоваться мобильным Интернетом", - отметила Анна Айбашева, добавив, что для таких абонентов оператор предлагает специальные опции.

Для вновь прибывших в Россию мигрантов в конце 2014 г. года "ВымпелКом" совместно со своим партнером SimSim в Москве запустили новое предложение со сниженной стоимостью звонков в другие страны, начиная со второй минуты разговора. "Это выгодно для абсолютного большинства этой аудитории", - отметила Айбашева. Оператор также сохраняет тарифный план "Добро пожаловать", рассчитанный на аудиторию мигрантов. "Билайн" первым запустил его много лет назад именно для этой категории абонентов.

"Мы меняем параметры под влиянием динамики курса валюты, но аккуратно, понимая, что у пользователей этого предложения есть специфические потребности в части звонков в страны СНГ. В целом, мы понимаем важность рынка мигрантов и планируем продолжать работать на нем", - подчеркнула она.

Пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Алия Бекетова отмечает, что пока сложно делать прогнозы по числу подключений мигрантов к тарифам оператора. "Традиционно рост количества подключений трудовых мигрантов связан с началом строительного сезона, который стартует в конце апреля", - говорит она. Об этом напомнил и консультант аналитического агентства iKS-Consulting Максим Савватин. "На приток мигрантов влияет сезон. Такая рабочая сила более востребована в весенне-летний период, когда активно чинят дороги и ведут строительство", - отметил он.

Алия Бекетова отмечает, что сезонные рабочие меняют профиль потребления и отдают предпочтение современным смартфонам. Она напомнила, что у "МегаФона" есть специальный тариф для мигрантов - "Теплый Прием". "Наряду с ним гости столицы также выбирают тарифы серии "Все включено", где уже включены голосовая связь, интернет-трафик, SMS", - уточнила она. В 2015 г., по ее словам, мигранты стали пользоваться мобильным Интернетом в два раза больше, чем в 2014 г.

В 2015 г. мигранты стали чаще подключаться к тарифам ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), говорит руководитель по взаимодействию со СМИ оператора Дмитрий Солодовников. "Количество подключений на тарифные планы МТС для звонков в страны СНГ "Твоя страна" (Москва и Подмосковье) и "Гостевой" (регионы) в январе и феврале 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло более чем в 2,5 раза благодаря выгодным условиям на звонки и SMS", - говорит он.

Опрошенные репортером ComNews операторы отказалась раскрыть, сколько абонентов-мигрантов в России они обслуживают и есть ли изменения в их количестве. В пресс-службе ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ), который в октябре 2014 г. запустил в коммерческую эксплуатацию в Таджикистане первого федерального MVNO-оператора Aiva Mobile на сети МТС, предназначенного, прежде всего, для трудовых мигрантов из стран Средней Азии на запрос ComNews ответили следующее: "Мы полностью удовлетворены темпами прироста абонентской базы Aiva Mobile. Оператор демонстрирует уверенную динамику новых подключений".

Несмотря на энтузиазм операторов в отношении аудитории мигрантов, Максим Савватин из iKS-Consulting полагает, что тарифы, рассчитанные на мигрантов, могут вскоре стать менее актуальными для операторов. Доля таких абонентов и их подключений к сетям может упасть, полагает он.

Как ранее сообщал ComNews, в июле и августе 2014 г. МТС и "Вымпелком" повысили цены на звонки в ряд стран ближнего зарубежья в тарифах, предназначенных для мигрантов. Операторы тогда не назвали причины повышения. Тем временем Москве около 12-15% абонентов всей "большой тройки" составляют трудовые мигранты. Возможно, за счет повышения цен на тарифы операторы пытаются увеличить выручку, но вряд ли им это удастся, говорил гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Скорее всего они закладывают в повышение риски, которые могут возникнуть в дальнейшем, считает Кусков (см. новость на ComNews от 31 июля 2014 г.).