© ComNews
02.06.2015

"ВымпелКом" (бренд "Билайн") запустил пилот проекта по оказанию услуги ИТ-аутсорсинга. Выполнение работ по аутсорсинговому обслуживанию корпоративных клиентов "Билайн" Бизнес" проводит совместно с партнерами. По оценкам "ВымпелКома", услуга будет интересна как небольшим компаниям, не имеющим персонала для ИТ-поддержки, так и крупным предприятиям, для которых это станет возможностью сократить затраты на поддержку ИТ-инфраструктуры. Другой оператор "большой тройки" - ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) - уже предоставляет услуги ИТ-аутсорсинга.

Пилотный проект по ИТ-аутсорсингу запущен ОАО "ВымпелКом" в Москве, Петербурге, Перми и Краснодаре. По словам представителя "ВымпелКома", такой выбор городов наиболее репрезентативен. "Так, например, Москва и Петербург - наши флагманские регионы, готовые работать с новым продуктом. В Перми достаточно много клиентов - представителей как среднего и малого, так и крупного бизнеса, поэтому результаты, полученные в данном городе, будут для нас показательными", - заметил представитель оператора. Пилот проекта будет длиться четыре месяца, и в сентябре "ВымпелКом" планирует подвести первые итоги по нему.

"Мы рассматриваем возможность предоставлять продукт "IT как сервис" во всех регионах РФ. В успехе мы не сомневаемся - пилотная фаза для нас скорее возможность лучше понять профиль пользователей данного продукта, оценить возможности для дальнейшего расширения услуги. На текущий момент у нас уже есть несколько заказов, поэтому сомнений в том, что продукт окажется полезным и нужным, у нас нет", - отметил представитель "ВымпелКома".

Комплексная услуга "IT как сервис" от "Билайн" Бизнес" пока состоит из четырех сервисов: "Автоматизированное рабочее место" (стоимость услуги зависит от категории обслуживания и варьируется от 1100 руб. до 1700 руб. в месяц), "Печать" (стоимость услуги будет зависеть от печатающего устройства и будет варьироваться от 1,21 руб. до 6,05 руб. за копию), "Монтаж и обслуживание структурированной кабельной системы" (абонентская плата за один порт составит от 165 руб. до 275 руб. в месяц, а его монтаж - от 2750 руб. до 4500 руб.) и "Телефония" (абонентская плата - от 5500 руб. до 13200 руб. в месяц).

Выполнение работ по аутсорсинговому обслуживанию корпоративных клиентов "Билайн" Бизнес" проводит совместно с партнерами - компаниями, положительно зарекомендовавшими себя на рынке и специализирующимися на оказании того или иного вида ИТ-услуг. Представитель оператора не стал раскрывать названия компаний-партнеров.

По его словам, при такой совместной работе клиенты будут заключать договор напрямую с "ВымпелКомом". "Для корпоративных клиентов "Билайн" Бизнес" выступает единой точкой входа, предоставляя гарантированное качество выполняемых работ и круглосуточную техническую поддержку, а также возможность четко планировать и анализировать затраты, получать прозрачную отчетность, единый счет на услуги связи и аутсорсинга", - заметил представитель оператора. В случае определенных проблем с услугой клиенты будут также обращаться к "ВымпелКому".

"По данным IDC, в IV квартале прошлого года рынок аутсорсинга в России вырос на 4%. Прогноз Gartner на 2015 г. составляет 4,5%, и расходы на ИТ-аутсорсинг будут стабильно расти вплоть до 2018 г. Например, в нашей компании уже запущен процесс передачи всех логистических операций внешнему партнеру на аутсорсинг. К 2017 г. услуги складов, на которых хранится все оборудование "ВымпелКома", и транспортные услуги перейдут под управление внешней компании", - подчеркнула директор по развитию ИКТ-партнерств "ВымпелКома" Татьяна Фомина. Представитель оператора уточнил, что логистическими операциями "ВымпелКома" будет управлять компания "Логлаб".

По оценкам "ВымпелКома", экономия в структуре общих расходов компании на логистику составит 20-30% в течение пяти лет. "Мы наблюдаем идентичные потребности и среди наших корпоративных клиентов. Это обусловлено в первую очередь возможностью сократить расходы на обслуживание и поддержку. Например, при передаче части работ на аутсорсинговое обслуживание затраты на ИТ-поддержку можно снизить до 30%, а экономия на обслуживании копировальной техники составит порядка 10-25%", - рассказала Татьяна Фомина.

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, услугу в свое время пытались продвигать различные компании, но в целом рынок остается рынком не брендов, а фрилансеров. "ВымпелКому" будет трудно продвинуть продукт, поскольку ниша узкая, а рентабельность в первое время будет низкая или даже отрицательная. Массовой в России услуга корпоративного ИТ-аутсорсинга в ближайшие несколько лет не станет по причине высокой конкуренции со стороны частных лиц. Исключение - сопровождение отдельных продуктов, но оно в значительной мере находится в руках вендоров", - считает Георгий Ващенко.

По словам финансового аналитика ИХ "Финам" Тимура Нигматуллина, продажа услуг IaaS позволит "ВымпелКому" отчасти нивелировать слабую динамику выручки от основного бизнеса. "Напомню, что мобильная выручка "ВымпелКома" в I квартале нынешнего года стагнировала. Соответствующий рынок также показывал околонулевую динамику. Возможно, развивая смежные направления, менеджмент оператора ищет новые точки роста", - сказал Тимур Нигматуллин.

По его оценкам, размер российского рынка аутсорсинга IaaS составляет около 3-4 млрд руб. и демонстрирует двузначные темпы роста. "В первую десятку игроков рынка не входит ни один из мобильных операторов. Тем не менее наличие сильного бренда позволяет ожидать быстрой экспансии. Я не исключаю, что эта тенденция станет массовой и другие крупные российские операторы тоже начнут выходить на рынок", - заметил Тимур Нигматуллин.

Другой оператор "большой тройки" - МТС - уже предоставляет услуги по ИТ-аутсорсингу. "МТС предоставляет клиентам возможность выбрать комплексные ИТ-решения для бизнеса и оказывает услуги от проектирования сетей до внедрения и технического сопровождения облачных сервисов, согласования документации с регулятором. Так, в рамках сервиса "Системная интеграция", который доступен в Москве и ряде регионов России, корпоративные клиенты МТС могут настроить виртуальную АТС и колл-центр, смонтировать систему видеонаблюдения или охранно-пожарной сигнализации, установить или арендовать оборудование в дата-центре оператора, приобрести облачные пакеты офисных программ и т.п. Интегрированные ИТ-сервисы могут быть реализованы на базе как мобильной, так и фиксированной сети МТС", - отметил в разговоре с репортером ComNews руководитель направления по взаимодействию со СМИ МТС Дмитрий Солодовников. Прибыль МТС от услуги ИТ-аутсорсинга он не раскрыл.

В пресс-службе ПАО "МегаФон" отметили следующее: "Мы прорабатываем только индивидуальные решения под потребности бизнеса, так как в настоящий момент нет массового спроса на продукты и услуги, которые обеспечат аутсорсинг существующей инфраструктуры клиента. Сейчас такие потребности наших клиентов полностью обеспечивают облачные решения, например, виртуальный сервер".

Не стали комментировать планы по запуску подобного продукта представители "Tele2 Россия", пояснив, что, в отличие от других игроков рынка, компания фокусируется только на профильной деятельности - предоставлении услуг мобильной связи. "В основе нашего бизнеса лежит ориентация на самые востребованные абонентами сервисы, в том числе благодаря этому компания предлагает своим клиентам самые низкие цены", - подчеркнул представитель "Tele2 Россия".