Валерий Кодачигов
09.07.2015

МТС покрыла сотовой сетью 3G Сокольническую и Таганско-Краснопресненскую линию, а также улучшила 3G-покрытие на Кольцевой.

Проложенный на станциях и в тоннелях излучающий кабель позволяет без обрывов и повторной регистрации в сети пользоваться интернетом, перемещаясь между станциями и линиями, подчеркивает представитель компании Дмитрий Солодовников. Включить в метро 3G, а не 4G МТС решила потому, что сотовую связь третьего поколения поддерживает большая часть планшетов и смартфонов, объяснил он. Но МТС также заинтересована и в развитии сетей четвертого поколения в московском метро, добавил Солодовников.

В ближайшие месяцы "Вымпелком" планирует запустить в метро сеть 3G, работающую в диапазоне 900 МГц, а также сеть LTE-800, говорит его представитель Анна Айбашева. Более конкретные сроки и линии она не называет. Трафик абонентов "Вымпелкома" в метро растет, утверждает она.

Представитель "Мегафона" Павел Ларин надеется на конструктивные отношения с новым руководством метрополитена. На 2015 г. "Мегафон" запланировал модернизацию более чем 70 базовых станций, работающих в покрывающей метрополитен сети 3G, а также строительство сети LTE в диапазоне 1800 МГц, которая охватит как старые, так и новые станции, рассказывает он. На станции "Тропарево", как и на некоторых других новых станциях, LTE уже запущено - всю свою сеть в метро "Мегафон" будет модернизировать для работы на скорости до 100 Мбит/с, говорит Ларин.

Строительство сетей в московском метро было фактически заморожено с 2011 г., отметил сотрудник одного из операторов, а также человек из компании-партнера одного из них. По словам одного из них, МТС, в частности, достраивала в метро сети 3G, строительство которых началось до 2011 г. В том, что сетевое строительство застопорилось, один из собеседников "Ведомостей" винит заградительные тарифы на доступ к инфраструктуре, установленные метрополитеном. Тарифы не снизились, но новое руководство метрополитена, приступившее к работе в июле 2014 г., стало относиться к операторам более лояльно и, по крайней мере, разрешает им проводить в метро различные работы, утверждает другой.

Тарифы на доступ к своей инфраструктуре метрополитен повысил в июле 2011 г. В частности, в их перечень был добавлен разовый платеж за право размещения оборудования и кабелей - 1,16 млн руб. за один "станционный комплекс" (базовая станция и место под нее) и 1,11 млн руб. за 1 км кабеля. Трем сотовым операторам, работавшим в Москве в конце 2013 г. (МТС, "Вымпелкому" и "Мегафону"), если бы каждый из них строил в метро отдельную сеть, пришлось бы вместе выложить 1,3 млрд руб., считал тогда источник, близкий к одному из них. В сентябре 2014 г., когда московские власти обсуждали с сотовыми операторами возможность строительства в метро одной на всех сотовой сети, сотрудник другой сотовой компании оценил совместные затраты уже в 7 млрд руб. Если бы они строили сети по отдельности, затраты каждого могли бы составить около 3 млрд руб., утверждал он.

От проведения конкурса на строительство единой сети в конце 2014 г. было решено отказаться из-за кризиса.

Тарифы не изменились, поэтому на старых линиях операторы сейчас достраивают сети,строительство которых началось ранее, утверждает источник в правительстве Москвы. На новых станциях ситуация несколько лучше - там операторы, чтобы сократить расходы на доступ к инфраструктуре, договариваются об ее совместном использовании, рассказывает он. Возможность совместного использования сетей (RAN Sharing) операторы действительно обсуждают друг с другом, подтвердили источники, близкие к двум сотовым компаниям. Идея с единым оператором для метрополитена сохраняет свою актуальность, тем более что остро нуждается в обновлении и его служебная сеть, но в текущих экономических условиях проводить конкурс нецелесообразно, всю экономику проекта надо пересчитывать, отмечает источник в мэрии.

В вагонах метро уже работает сеть Wi-Fi "Максимателеком", доступ к которой бесплатен, напоминает гендиректор "Искрателекома" Алхас Мирзабеков. Непонятно, зачем строить в метрополитене новые сотовые сети с нуля, операторы могли бы арендовать у нее часть мощностей, считает он. Тем более что при проектировании данной сети предполагалось заложить большую свободную емкость волокон для нужд разных операторов, знает Мирзабеков. В метро пассажиры больше пользуются интернетом, чем говорят по телефону, добавляет он.

"Максимателеком" выступает за развитие голосовой связи в метро и будет рада сотрудничать с метрополитеном и операторами по этому вопросу, передал "Ведомостям" заместитель гендиректора оператора Олег Копицын.