© ComNews
14.07.2015

Президент России Владимир Путин подписал поправки в законы "О связи" и "О СМИ", согласно которым 20 телеканалов первого и второго федеральных мультиплексов будут распространяться бесплатно во всех средах, а операторы не смогут изменять их контент, в том числе вставлять свою рекламу. Рынок оценивает нововведения противоречиво.

Соответствующий законопроект Государственная Дума приняла в третьем чтении 3 июля 2015 г., а Совет Федерации одобрил 8 июля (см. новость на ComNews от 9 июля 2015 г.). Документ определяет общедоступные телеканалы (радиоканалы) как каналы, подлежащие распространению во всех средах (не только в эфире, но и через кабель и спутник) без взимания платы с потребителей. Также предусмотрены категории телерадиоканалов, относящихся к обязательным общедоступным: помимо 10 телеканалов первого мультиплекса, на которые такие требования распространялись и раньше, в их число попали и 10 каналов второго мультиплекса.

Закон также предусматривает порядок присоединения сетей связи операторов обязательных общедоступных каналов к сетям связи для их трансляции, а также последовательность позиций обязательных каналов (изменять порядок "кнопок" оператор больше не сможет). Оператора связи, осуществляющего эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных каналов, теперь будет определять президент страны.

Принятые поправки в целом работают в интересах вещателей, как говорит Владимир Лившиц, руководитель информационно-аналитического центра Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), лоббировавшей расширение перечня обязательных общедоступных каналов и доставку их в кабельных сетях без взимания платы с вещателей и телезрителей. "Наши предложения, учитывающие интересы и возможности тех и других, услышаны и учтены. Но услышаны они полностью, а учтены на 50%, потому что мы предлагали, чтобы в число обязательных общедоступных телеканалов вошли и региональные", - уточняет он. Соответствующая норма не прошла второе чтение в Госдуме.

"Таким образом, создается нормативно-правовая база для взимания платы с телекомпаний за включение их в пакеты, формируемые кабельными операторами. Теперь они повсеместно будут требовать плату с вещателей и абонентов КТВ, компенсируя выпадение доходов от узаконенного принципа must carry в отношении федеральных каналов второго мультиплекса. А для региональных и муниципальных каналов, которые всегда были общедоступными для своей аудитории, это катастрофа, отложенная на время продления вещания в аналоговом формате, - считает Владимир Лившиц. - В результате одним будет хорошо, а другим - плохо".

"Мы не раз выходили с инициативой убрать из закона обязанность по распространению региональных телеканалов, и наши пожелания были услышаны: в законе удалось учесть интересы и кабельных, и спутниковых вещателей, - парирует генеральный директор ООО "Орион Экспресс" (торговые марки "Континент ТВ" и "Телекарта") Кирилл Махновский. - Считаем это положительным результатом".

По его словам, во время обсуждения законопроекта регулятор утверждал, что операторы будут вправе брать средства за доступ к сети: спутниковые - за возможность получать сигнал со спутника, кабельные - за обслуживание кабельной линии и другие затраты. "Новый закон должен предусмотреть такую возможность или даже обязанность для операторов, - замечает Кирилл Махновский. - При этом необходимо установить нижнюю и верхнюю планку стоимости, чтобы, с одной стороны, избежать демпинга, а с другой - не создавать кабальные условия для абонентов".

Как объясняет Владимир Лившиц, законодательные изменения повлияют на рынок телерадиовещания многосторонне. Если федеральные каналы, вошедшие в мультиплексы, получают не только дополнительные экономические возможности, но и общественно-правовой статус, то операторы кабельного ТВ не досчитаются платы за включение их в программные пакеты и доставку сигнала (Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) прогнозировал снижение объемов выручки рынка телевещания после принятия закона не менее чем на 20 млрд руб.). Он считает, что региональным и муниципальным каналам, которым так настойчиво последние пять лет предлагали модель распространения посредством кабеля, именно этот вариант грозит негативными последствиями.

Вместе с тем представитель НАТ не стал прогнозировать исключительно негативные изменения на рынке распространения региональных телеканалов. По его словам, все зависит от понимания ситуации и более активных, чем до сих пор, действий вещателей. "Пока положение у них хорошее, договоры со многими операторами имеют двусторонний характер, когда одни платят за расширение аудитории, другие - за контент, формирующий лояльные аудитории и локальные рынки рекламы. Но это пока", - отметил Владимир Лившиц, напомнив, что аналоговое телевещание в России будет работать еще несколько лет, а новый статус федеральных каналов окончательно завершает историю сетевого вещания.

Кирилл Махновский замечает, что оценить влияние законопроекта на операторов и конечного абонента затруднительно, поскольку четкий алгоритм применения закона еще не выработан. "Нет понимания, каким образом будет выделена "услуга связи", за которую оператор вправе брать плату с абонента, чтобы покрыть свои затраты на аренду спутниковой емкости и доставку сигнала, а также какое влияние это окажет на конечного абонента: станет для него услуга дороже, дешевле или будет бесплатной", - перечисляет гендиректор "Орион Экспресса".

Директор по связям с общественностью ЗАО "Национальная спутниковая компания" (торговая марка "Триколор ТВ") Елизавета Капралова обращает внимание на то, что требование о бесплатном доступе к общедоступным телеканалам существовало в законодательстве и раньше. "На рынке нет практики, когда кто-либо из операторов ограничивал доступ к просмотру общедоступных телеканалов для своих абонентов", - напомнила она. В то же время, по словам Елизаветы Капраловой, для решения спорных вопросов принципиально важно понять, как именно регулируются взаимоотношения между оператором, абонентом, владельцем оборудования и поставщиком контента.

Вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин добавляет, что невозможность изменить контент общедоступных телеканалов существовала и раньше - она вытекает из четвертой части Гражданского кодекса. В том, что обязательные каналы будут бесплатными, он видит ряд негативных последствий. "Закон сделал каналы второго мультиплекса обязательными для трансляции в кабельных сетях, но при этом, в отличие от каналов первого мультиплекса, ничего не говорится о том, что они должны распространяться по всей стране, - замечает представитель ассоциации. - Это нарушает условия свободной конкуренции".

Главные отрицательные последствия документа, по мнению Михаила Силина, связаны со статьями, которые требуют от оператора присоединения к инфраструктуре ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС). "Это потребует от операторов очень существенных затрат. Мы выступали против и, думаю, будем в дальнейшем предпринимать действия, чтобы эти нормы закона не применялись. В соответствии с указами президента все эти требования возникают в отношении сети цифрового вещания, а она еще не сдана в эксплуатацию".

Михаил Силин утверждает, что операторы всегда имели право присоединиться к РТРС, но в качестве обязательной меры это "очень вредно". "Суть эфирного вещания в том, что его можно принимать и ретранслировать в кабельных сетях - это суть систем коллективного приема, которые теперь поставлены вне закона", - констатирует он. Многое из того, что операторы без проблем делали десятки лет, сейчас станет незаконным, подчеркивает Михаил Силин. "Простая вещь: в Москве почти все операторы забирают сигнал непосредственно у вещателей, потому что у них качество гораздо выше, чем у РТРС. Даже это теперь станет незаконным, - привел пример вице-президент АКТР. - Огромному количеству малых и средних операторов придется строить дорогостоящие линии связи или арендовать дорогостоящие каналы связи". На его взгляд, такой шаг существенно понизит надежность приема и повысит стоимость услуг для конечного потребителя.

Как считает Елизавета Капралова, чтобы скорректировать новые нормы законодательства, необходима комплексная работа операторов и поставщиков платного контента. "Основной задачей такой работы станет увеличение заинтересованности абонента в телесмотрении за пределами первого и второго мультиплексов", - говорит она.

"Мы, как обычно, будем находить какой-то выход из сложившейся ситуации, - подчеркивает со своей стороны Кирилл Махновский. - Как это отразится на нас и отрасли, можно будет говорить по прошествии хотя бы нескольких месяцев".

Представитель ОАО "НТВ-Плюс" ограничился напоминанием, что эта компания "всегда выполняла и выполняет требования законодательства". "Мы будем руководствоваться поправками в действующее законодательство, если они затрагивают деятельность компании", - отметил он.

"Время должно быть использовано для практического освоения преимуществ цифрового мультиплатформенного вещания, и прежде всего - технологии интерактивного телевидения, внедрение которого создает для местного ТВ существенное, если не единственное, преимущество. Это не просто модель коммуникации - скорее новое качество, востребованное в информационном обществе и реальное именно в условиях ограниченных территорий вещания и сформированных лояльных аудиторий. Будем думать и о том, как доказать необходимость в третьем региональном мультиплексе, а также в локальных мультиплексах, каким образом региональным каналам вещать в неэфирных среды и сохранить аудиторию, предложив ей новые возможности. Эти проблемы будем обсуждать на очередном конгрессе НАТ в ноябре текущего года, года нашего 20-летия", - резюмировал Владимир Лившиц.