© ComNews
24.07.2015

За первое полугодие 2015 г. абонентская база оператора непосредственного спутникового вещания "Орион Экспресс" выросла на 5% до 2,7 млн домохозяйств. За отчетный период компания подключила 119 тыс. абонентов. По данным iKS-Consulting, "Орион Экспресс" занял четвертое место в рейтинге операторов платного ТВ. Тем не менее на фоне кризисных явлений в экономике "Орион Экспресс" уже не планирует подключить трехмиллионного абонента в 2015 г., как прогнозировал ранее.

Об этом журналистам рассказал генеральный директор ООО "Орион Экспресс" Кирилл Махновский.

Оператор продемонстрировал рост среднего ARPU на 18% для бюджетного пакета и на 10% - для среднеценового по отношению к концу 2014 г. За первое полугодие 2015 г. размер среднего ARPU оператора вырос до 79 руб. для бюджетного пакета и до 249 руб. - для среднего. На этот показатель повлиял рост спроса у абонентов на дополнительные пакеты, а также переход большинства (более 80%) из них на помесячную оплату подписки. "Одной из причин роста ARPU является неуверенность абонентов в завтрашнем дне, и поэтому все больше подписчиков платят помесячно, хотя при оплате на один-три года вперед цена в пересчете на один месяц существенно ниже", - отметил Кирилл Махновский.

По словам заместителя генерального директора "Ориона" Марии Жилиной, доля абонентов "Орион Экспресса", платящих за год или два вперед, в первом полугодии 2015 г. сократилась с 50% до 20% от абонентской базы компании.

"В портфеле "Орион Экспресса" услуги DTH (оказание услуг платного ТВ абонентам - Прим. ComNews) составляют 79%, комплекс услуг телевещателям - 16%, а дистрибуция телеканалов - 5%", - отметил Кирилл Махновский. Объем реализованной спутниковой емкости за отчетный период превысил 37 МГц. На платформе "Орион Экспресс" размещено более 300 каналов, причем около 20 из них - в HD. Общий объем спутниковой емкости оператора составляет 695,79 МГц. Общий объем поступлений за первое полугодие составил 1,53 млрд руб., что на 5% превышает показатель аналогичного периода 2014 г.

По приросту абонентской базы в первом полугодии 2015 г. (по отношению к концу 2014 г.) в портфеле группы лидируют Петербург (15%), Ленинградская область (15%), Москва (14%), Чукотский АО (11%), Республика Алтай (11%), Челябинская область (10%), Забайкальский край (10%), Республика Бурятия (10%).

В феврале текущего года "Орион Экспресс" сообщал, что планирует сохранить темпы роста, опережающие рынок, и подключить в 2015 г. трехмиллионного абонента "Телекарты" (см. новость ComNews от 20 февраля 2015 г.). Вчера Кирилл Махновский отметил, что оператор скорректировал прогноз, так как ему вряд ли удастся достигнуть такого показателя. "Сказалась кризисная ситуация и развитие приставок DVB-T. Если абонент не в состоянии заплатить за спутниковое, он покупает такую приставку", - пояснил он.

Как отметил Кирилл Махновский, сославшись на данные консалтингового агентства iKS Consulting, сейчас доля "Орион Экспресса" на рынке платного ТВ составляет 7%. НАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор ТВ") занимает 29% рынка, ПАО "Ростелеком" - 21%, ПАО "Мобильные ТелеСистемы" - 8%. "Мы занимаем четвертое место, причем по итогам 2014 г. четвертым было АО "ЭР-Телеком Холдинг". В этом году "Орион Экспресс" обошел "ЭР-Телеком" на несколько десятков тысяч абонентов, - подчеркнул Кирилл Махновский. - Наверное, такая тенденция сохранится в дальнейшем. В будущем мы надеемся выйти на третье место среди всех операторов платного ТВ".

Стоимость подписки на пакеты телеканалов оператора осталась неизменной, несмотря на кризис. Более того, в апреле 2015 г. "Орион Экспресс" произвел единовременный подъем на свою спутниковую платформу 24 телеканалов. А базовые пакеты "Телекарты" за отчетный период пополнились 44 телеканалами и включают в себя более 200 телеканалов. Чтобы привлечь новых абонентов, оператор в июне 2015 г. запустил акционные пакеты "Легкий" и "Легкий Восток", в которые вошло 27-60 каналов при абонентской плате 600 руб. в год. Акция рассчитана на абонентов, которые при выборе спутникового оператора руководствуются в первую очередь ценой.

"Орион Экспресс" также сохранил абонентские отчисления зарубежным телеканалам на прежнем уровне за счет фиксации курса валют в диапазоне 38-50 руб. "Мы приняли решение о фиксации курса еще в прошлом году, в связи с неконтролируемыми скачками курсов валют до 80 руб. Телеканалы это приняли, хотя и сопротивлялись вначале", - отметил гендиректор "Орион Экспресса". Он пояснил, что отношение оператора с телеканалом зависит от договоров: если был заключен долгосрочный договор, то попытки телеканала поднять стоимость абонентских отчислений ничего не принесут.

Кирилл Махновский признает, что кризисные явления в экономике не миновали рынок спутникового ТВ. "Однако мы не наблюдаем сокращения числа платящих пользователей. Напротив, абоненты "Орион Экспресса" стали больше интересоваться дополнительными пакетам и специальными предложениями", - говорит Кирилл Махновский. По его словам, операторам спутникового вещания в дальнейшем необходимо сформировать и поддержать готовность потребителя платить за персонализированный выбор.

По оценкам начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, "Орион Экспресс" констатирует замедление роста рынка. В 2015 г. рост абонентской базы составит около 5%, поэтому результаты компании можно оценить как слабопозитивные. Тем не менее хорошим достижением можно считать рост ARPU на 18% - это лучший результат в сегменте. "Вероятно, в дальнейшем компании придется повышать цены и сокращать количество каналов, на этом фоне сложно будет наращивать абонентскую базу", - отметил он.

По словам представителя iKS Consulting, прирост абонентской базы "Орион Экспресса" составил 5%, в то время как темпы роста абонбазы всего рынка платного ТВ составили 3%. Кроме того, компания является абсолютным лидером по доле на рынке в Дальневосточном федеральном округе. "Что касается общего объема поступлений у оператора, то на конец года мы прогнозируем, что они составят около 3,3 млрд руб.", - отметил он. Напомним, объем поступлений оператора в 2014 г. составлял 3,34 млрд руб. (см. новость ComNews от 28 января 2015 г.).

Аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин считает представленные результаты нейтральными. Динамика прироста активной абонентской базы "Орион Экспресса" немного опережает динамику всего рынка платного ТВ, но в этом заслуга не столько самой компании, сколько эффекта "низкой базы". "Учитывая динамику посегментного ARPU и активной абонентской базы, я ожидаю существенного ускорения темпов роста выручки в текущем году по сравнению с прошлым годом. Судя по всему, показатель прибавит около 10% год к году", - подчеркнул он.