© ComNews
06.08.2015

"Связной Мобайл" по-прежнему остается самым крупным из российских виртуальных мобильных операторов (MVNO). Хост-оператором "Связного Мобайл" выступает МТС, но из-за осложнения отношений между компаниями сейчас проект практически не развивается. Более того, по данным источников ComNews, в ближайшем будущем MVNO-оператор может перейти с сети МТС к другому представителю "большой тройки".

В первом полугодии 2015 г., по данным аналитиков, абонентская база виртуальных операторов в России демонстрировала положительную динамику, но она по-прежнему не превышает 1% от количества активных SIM-карт. "Это существенно ниже показателей европейского и североамериканского рынков", - отметил руководитель департамента беспроводных технологий J`son & Partners Consulting Виталий Солонин. Лидером рынка среди виртуальных операторов по-прежнему остается "Связной Мобайл". К концу 2014 г., спустя немногим более года после старта (проект запущен в ноябре 2013 г.), компании удалось привлечь около 800 тыс. абонентов.

Но в 2015 г. активное развитие проекта фактически приостановлено. Причина - смена собственника ЗАО "Связной Логистика" и, как следствие, осложнение отношений с ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), на сети которого работает "Связной Мобайл". Как сообщил ComNews источник, знакомый с ситуацией в компании, пакеты подключений виртуального оператора по-прежнему представлены в салонах ритейлера. "Но если клиент сам не попросит продать такую SIM-карту, ему порекомендуют подключиться к другому оператору", - пояснил он. По словам источника, не исключено, что в ближайшем будущем виртуальный оператор может сменить хост-оператора и перейти на сеть "МегаФона" или "ВымпелКома" - в компании к такому шагу готовы. "По крайней мере, эта тема в компании обсуждается", - сообщил собеседник ComNews.

"У нас сильные партнеры из числа операторов связи, и мы можем развивать этот проект с любым из них, сохраняя для наших клиентов всю уникальность предложения", - заявила ComNews PR-директор "Связного" Мария Заикина на вопрос о возможности смены оператора-партнера.

"Формально контракт по этому проекту не расторгнут, но мы не видим подключений в рамках этого проекта", - сказал ComNews пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, снижение подключений МТС и "Связного Мобайл" в "Связном" произошло после возобновления продаж в этой сети контрактов ПАО "МегаФон" и ПАО "ВымпелКом".

Как сообщили ComNews в пресс-службе "Связного", к началу 2015 г. суммарное количество реализованных SIM-карт оператора "Связной Мобайл" составило порядка 800 тыс. штук. Точное количество абонентов, подключенных в этом году, в компании не называют. "В 2015 г. количество подключений сократилось - с 1 апреля в нашу сеть вернулись "МегаФон" и "ВымпелКом". При этом общий объем продаж контрактов в нашей сети ограничен количеством качественных подключений на уровне около 10 млн ежегодно", - пояснила Мария Заикина. По словам Дмитрия Солодовникова, клиенты "Связного Мобайл" сейчас учитываются в абонентской базе МТС.

"В июне, после решения МТС о прекращении сотрудничества со "Связным", объем подключений к "Связному Мобайл" находится на минимальном уровне - нам не интересно продвигать услугу игрока, который разорвал с нами контракт", - заявила PR-директор "Связного" Мария Заикина.

Получить официальные комментарии от "МегаФона" и "ВымпелКома" к моменту подготовки материала ComNews не удалось. Источник ComNews в "Мегафоне" сообщил, что по его информации серьезно тема партнерства со "Связным Мобайл" пока не обсуждалась.

Финансовые показатели виртуального оператора в "Связном" не разглашают. По словам Марии Заикиной, ARPU (средняя выручка на абонента в месяц) "Связного Мобайл" соответствует среднему показателю подключаемых в сети ритейлера абонентов других операторов. Качество абонентов, которые подключаются в "Связном", высокое, и ARPU выше среднего по рынку.

Как считает финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин, события, связанные со сменой собственника "Связного", могут заметно повлиять на темпы роста MVNO-сегмента. "Если говорить о возможности смены партнерской сети "Связного Мобайл", то тут многое зависит от особенностей договора. К тому же это сложно технически и чревато снижением абонентской базы. Если вспомнить прошлогоднюю историю передачи абонентов от "Ростелекома" к Tele2, то по пути потерялось много абонентов", - добавил аналитик.

"Во временном падении количества подключений мы не видим ничего критичного. Бренд MVNO-оператора привязан к "Связному", а основное преимущество - к программе лояльности "Связной-Клуб", - говорит Мария Заикина.

Если "Связной Мобайл" расторгнет отношения с МТС, то одномоментно увести всех абонентов не сможет – юридически их договоры на услуги связи подписаны с МТС. Ритейлер вынужден будет работать с каждым индивидуально, предлагать перейти по MNP или получить SIM-карту другого оператора на тех же условиях и с сохранением накопленных бонусных баллов. Вероятность, что клиентов удастся уговорить высокая – привлекательность "Связной Мобайл" именно в бонусах. Если представить, что "Связному" удастся увести у МТС всех своих клиентов, последний потеряет более 800 тыс. абонентов. Абонентская база МТС по итогам I квартала 2015 г. (итоги II квартала оператор еще не объявил) составляла 74,5 млн. Показатель ARPU МТС по итогам I квартала составлял 315 руб. Если брать за основу этот показатель, то 800 тыс. абонентов приносят МТС 252 млн руб. выручки в месяц и порядка 3 млрд руб. в год.

В конце прошлого года контроль над группой "Связной" получил Олег Малис (выкупив долги основателя "Связного" Максима Ноготкова), брат президента ООО "Евросеть" Александра Малиса. "Евросеть", в свою очередь, принадлежит конкурентам МТС - "МегаФону" и "ВымпелКому". С 2013 г. они являются совладельцами "Евросети" (по 50%). Весной 2015 г. "Связной" возобновил продажи SIM-карт "ВымпелКома" и "МегаФона", до этого предпочитавших сотрудничать с "Евросетью", а вот продажа контрактов МТС - некогда основного партнера "Связного" - в июне прекратилась. МТС решила, что, сменив акционера, "Связной" стал намеренно занижать ее долю в продажах, и разорвала контракт со "Связным". Взамен МТС сделала упор на собственную розничную сеть (4251 салон на конец I квартала 2015 г. против 4,5 тыс. у "Евросети" и примерно 3 тыс. - у "Связного") и резко снизила цены на смартфоны, включая Samsung (см. новость ComNews от 30 июля 2014 г.). МТС решила продавать смартфоны по себестоимости, зарабатывая не на них, а на мобильном интернет-доступе, аудитория которого благодаря дешевым смартфонам должна расшириться, объявлял оператор в апреле.