© ComNews
12.08.2015

МТС запустила программу субсидирования, нацеленную на продвижение смартфонов Samsung. Клиентам, купившим устройства этого бренда, компания готова возвращать на мобильный счет до 25% стоимости товара (при условии, что покупатели являются абонентами оператора). Участники рынка расценивают этот шаг как очередной виток ценовой войны на российском ритейл-рынке и попытку поправить пошатнувшееся положение корейского производителя в России. При этом они сомневаются в успехе этого наступления.

С 10 августа МТС запустила проект по обратному субсидированию смартфонов Samsung - оператор возвращает покупателю до 25% от стоимости устройства. Акция проходит в салонах розничной сети ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и магазинах "М.Видео". Срок ее окончания в компании не называют, так как "могут появиться и другие вендоры, и новые ритейл-сети". Сейчас, как уверяют в МТС, идут переговоры с другими поставщиками популярной электроники.

Участниками акции могут стать как физические лица, так и корпоративные клиенты, но при одном условии: они должны быть абонентами МТС и пользоваться одним из пакетных тарифов (со включенным пакетом интернет-трафика) или одной из интернет-опций. Клиентам других операторов, чтобы участвовать в акции, необходимо подключиться к МТС.

По сути, участники акции покупают смартфоны по их полной стоимости - средства возвращаются в виде бонусных баллов на мобильный счет. "В зависимости от модели приобретенного смартфона, в течение пяти месяцев каждый участник акции сможет получить от 1 тыс. до 10 тыс. бонусных рублей, которые можно потратить на все основные услуги связи: мобильный Интернет, разговоры, обмен сообщениями", - сообщила пресс-служба оператора. Так, покупатель флагмана Samsung Galaxy S6 получит 10 тыс. бонусных рублей, Samsung Galaxy А7 - 3 тыс., а бюджетной модели Samsung Galaxy Ace 4 - 1 тыс. В рознице МТС условия акции распространяются на полсотни моделей.

"При использовании услуг связи в первую очередь будут расходоваться начисленные бонусные рубли, и только после их исчерпания начнут списываться денежные средства с абонентского счета", - пояснил пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. Но во многих случаях до "списания со счета" дело может не дойти. Более того, эксперты сомневаются, что участники акции успеют потратить даже все начисленные бонусные рубли.

Как считает PR-директор ЗАО "Связной Логистика" Мария Заикина, для покупателей дорогих моделей ограничение по срокам использования баллов в пять месяцев делает субсидирование бессмысленным. "Например, в случае с покупкой Samsung Galaxy S6 оператор возвращает абоненту порядка 10 тыс. руб. на счет, которые клиент может потратить в течение пяти месяцев. При среднем ARPU на уровне 340 руб. не совсем понятно, на что абоненту можно потратить такие средства за столь короткий срок. Абонент получает избыточное предложение, которым будет сложно воспользоваться", - заявила она.

Дмитрий Солодовников с этим мнением не согласен. "Предложение тонко рассчитано с учетом анализа потребления пользователей. Как правило, средний чек пользователей высокопроизводительных смартфонов значительно выше среднего по базе и превышает тысячу рублей", - уверяет представитель МТС.

Благодаря акции МТС рассчитывает обеспечить рост выручки от услуг передачи данных (за счет увеличения количества смартфонов в абонентской базе) и ARPU абонентов. Как считают эксперты ООО "Эльдорадо", оператор пытается увеличить долю "тяжелых" абонентов, которые много тратят на связь. В пресс-службе ритейлера заявили, что идея эта не новая: "Связной" с Samsung и "Билайном" проводили рекламную кампанию по 100%-ному обратному субсидированию еще в 2007 г., позже подобную акцию делал и "МегаФон".

В ПАО "МегаФон" на запрос ComNews не ответили. В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") сообщили, что в рознице компании практикуются различные варианты скидок как для корпоративного, так и для массового рынка - гаджеты можно приобрести дешевле, но в пакете с услугами оператора. "При этом "ВымпелКом" не ограничивает участие в акции продукцией одного вендора, а дает больший выбор, предлагая оборудование разных производителей", - отметила пресс-секретарь компании Анна Айбашева.

"Связной" полтора года назад в качестве эксперимента проводил акцию с похожей механикой: посетителям магазинов предлагали приобрести смартфон по полной цене и возвращали часть его стоимости в виде средств, поступающих на мобильный счет, также в течение нескольких месяцев. В результате, как сообщила ComNews Мария Заикина, в компании пришли к выводу, что такие "субсидии" не слишком эффективны. "Отложенная" скидка на гаджет, которую "возвращают" в течение длительного периода, клиенту не очень интересна - в России большинство пользователей вообще не связывают для себя покупку гаджета и контракт оператора. Также "отложенная" скидка у многих клиентов вызывает ассоциацию с навязанной услугой", - заявила она.

Цель акции в данном случае очевидна: оператор стимулирует пользоваться услугами связи, надеясь, что в дальнейшем абонент останется с ним и будет приносить прибыль, рассуждает Мария Заикина. Но коммерческая составляющая акции, по ее словам, неочевидна. "Если покупатель смартфона Samsung уже является абонентом МТС, то оператор не получает прибыли от пользования услугами связи в течение долгого времени. Если покупатель смартфона не является абонентом МТС, то по окончании срока действия бонусных рублей можно ожидать значительного оттока тех абонентов, которые подключились к оператору по акции", - считает она.

Но потери оператора в данном случае могут быть не столь велики. Как стало известно ComNews от источника, знакомого с ситуацией, расходы, связанные с субсидированием и предоставлением бесплатных, бонусных услуг абонентам, с МТС разделит и вендор. Правда, в каких долях - неизвестно. Получается, что Samsung готов субсидировать субсидирование своих продаж.

Отметим, что по оценкам игроков, цены на устройства этого бренда сейчас в России не соответствуют рыночной ситуации. После смены собственника в компании "Связной" и возвращения в эту сеть "МегаФона" и "ВымпелКома", МТС, по сути, начала ценовую войну на ритейл-рынке. Компания несколько раз снижала цены на гаджеты: как сообщают в МТС, снижение достигает 30%. В итоге флагман Samsung, например, в сети оператора можно купить на 12 тыс. руб. дешевле, чем у самого производителя. Столь же низкий уровень цен вынуждены держать и другие игроки рынка. При этом все участники "войны" несут серьезные убытки (см. новость ComNews от 10 августа 2015 г.). Новая акция Samsung и МТС, по сути, является попыткой еще более снизить цену на гаджеты этого производителя.

Крупнейшие федеральные ритейл-сети "Связной" и "Евросеть", а также розница "МегаФона" и "ВымпелКома" отказались от продажи устройств Samsung под предлогом высокой доли брака в продукции этого производителя (см. новость ComNews от 30 июля 2015 г.). В результате количество продаж смартфонов корейского бренда в России резко снизилось (см. новость ComNews от 3 августа 2015 г.).

Как заявил ComNews исполнительный вице-президент "Евросети" Виктор Луканин, у Samsung сейчас очень плохое положение на рынке. "Предыдущее 25%-ное снижение цен привело только к уменьшению продаж, поэтому теперь цены снижаются еще на 25%. Скоро Samsung надо будет решать вопрос, можно ли остановить падение доли, если раздавать товар вообще бесплатно", - сказал он. Источник ComNews в одном из операторов - конкурентов МТС на просьбу прокомментировать ситуацию выразился коротко: "Стадия агонии уже налицо".

За последние шесть недель Samsung потерял более четверти своей доли на рынке в денежном выражении, как заявили в пресс-службе "Связного", отметив, что на продажи традиционно влияет представленность бренда в федеральных розничных сетях.

В МТС с этим мнением не согласны. "Уже несколько лет Samsung - бессменный лидер российского рынка "умных" телефонов, как по количеству покупаемых аппаратов, так и по надежности", - заявил Дмитрий Солодовников.

Напомним, что вскоре после того, как "Связной", "Евросеть", "МегаФон" и "ВымпелКом" объявили производителю бойкот, Samsung сообщил о планах по расширению розничной сети: компания намерена нарастить продажи через региональных реселлеров и увеличить монобрендовую сеть на 30% (открыть порядка 100 новых салонов; см. новость ComNews от 10 августа 2015 г.).