Иван Зубков, директор ООО "Связьком"
09.09.2015

База красноярского разработчика операторских сервисов и мобильных приложений ООО "Связьком" превысила 200 млн абонентов по всему миру. На какие рыночные тренды и внутренние ресурсы опирается российское предприятие в глобальной экспансии, корреспонденту журнала "Стандарт" Дмитрию Петровскому рассказал его директор Иван Зубков.

- Расскажите об истории компании, ее специализации и позиционировании.

- История "Связькома" началась в 2005 году, когда пять энтузиастов из числа сотрудников различных мобильных операторов основали компанию. Мы были сфокусированы на двух направлениях: разработке платформ для обмена сообщениями и создании контент-проектов. Среди последних и Galaxy - ​"Галактика знакомств", наш первый опыт выхода на рынок социальных сетей. В компании разработали графический движок для телефонов с поддержкой Java для игровых онлайн-проектов. В то время это было действительно нечто выдающееся: на телефоне можно было играть онлайн в трехмерную игру.

Немного позже появились другие крупные проекты, и фокус сместился на создание платформенных решений для операторов связи. Компания постепенно росла, приходили сотрудники, вместе с ними - ​новые возможности и компетенции. Подразделение разработки Java-апплетов развилось в команду разработчиков мобильных приложений для iOS, Android, Windows Phone.

По состоянию на 2015 год в компании более 100 сотрудников, не считая специалистов на аутсорсинге. В портфеле "Связькома" более 70 продуктов, обеспечивающих VAS: сервисы обмена сообщениями и данными, голосовые, сетевые и контент-решения.

- В каких направлениях развивают приложения и сервисы крупнейшие операторы мобильной связи? Как "Связьком" отвечает на глобальные вызовы, связанные, например, с распространением технологий LTE?

- Операторы по всему миру быстро развивают направление передачи данных. Инновации, новые подходы и продукты появляются прежде всего в этом сегменте.
"Связьком" предлагает решения, которые увеличивают проникновение data-сервисов. К примеру, продукт для удаленной настройки мобильных терминалов SMS-Settings идентифицирует мобильные устройства в сети и отправляет пользователям необходимые интернет-настройки. Тот же продукт может быть использован маркетинговыми службами как основа для изучения парка мобильных терминалов. SMS-Settings предоставляет уникальную возможность получать информацию об устройствах более чем по 100 признакам.

К data-решениям относится и инновационный продукт DPI Toolbar, позволяющий оператору предложить интернет-пользователям новый уровень сервиса. С DPI Toolbar абонент управляет услугами онлайн, может пополнить баланс, подключить различные тарифные опции. А оператор получает возможность в онлайн-режиме направить абоненту таргетированное рекламное предложение.

Один из новых и долгосрочных трендов - ​оптимизация провайдерами затрат на обслуживание VAS-решений. Для этого "Связьком" предлагает высокоэффективные продукты SMSC, USSDC, MMSC, VoiceMail и многие другие, позволяющие оператору при значительном снижении затрат сохранить высокий уровень сервиса и добиться увеличения производительности. Стоимость инсталляции и поддержки решений "Связькома" ниже стоимости техподдержки оптимизируемого продукта любого другого вендора. С учетом стоимости решения, затрат на его поддержку и апгрейд в течение пяти и более лет выгода от внедрений продуктов "Связькома" более чем очевидна.

- Какие из решений и продуктов компании флагманские?

- Ключевыми для "Связькома" являются решения в области центров коротких и мультимедийных сообщений SMSC, USSDC и MMSC. Они проверены колоссальными нагрузками, отточены годами кропотливой работы, что позволяет операторам пользоваться ими, не опасаясь сбоев в работе сервисов.

К флагманским решениям компании относится и многофункциональная платформа SmartConnect, помогающая решить проблему потери голосового трафика и включающая более 15 абонентских сервисов, каждый из которых обычно реализуется на отдельной платформе. SmartConnect позволяет оператору сокращать количество платформ, что ощутимо снижает затраты на их содержание. Также среди флагманских продуктов платформа SMS-Settings, в составе которой уникальная, непрерывно пополняемая база мобильных терминалов. Наш новый продукт - ​платформа BonusManagement, которая помогает операторским службам маркетинга создавать программы лояльности и маркетинговые кампании. Она может интегрироваться с другими, такими как Location-based Services (LBS) для создания уникальных кейсов (например, банковский скоринг) на основе геоданных или платформой mHealth для премирования абонентов, ведущих здоровый образ жизни.

- Основные потребители продуктов "Связькома" - ​региональные и зарубежные "дочки" крупнейших национальных операторов связи. С чем это связано?

- За последние 10 лет отечественный рынок сотовых операторов сильно изменился. Раньше на нем было представлено несколько десятков сотовых операторов, теперь это "большая тройка", Tele2 и несколько региональных компаний. Приходится адаптироваться к рынку, работать со всеми игроками, присматриваясь к новым регионам. Среди наших крупнейших клиентов в России - ​МТС, "МегаФон" и Tele2.

Первоначально мы ориентировались на внутренний рынок, получили отличный проектный опыт в одном из крупных операторов СНГ, который послужил толчком развития продаж на этой и других территориях. Опыт и возможности "Связькома" позволяют нам принимать участие практически во всех профильных закупках на территории стран СНГ. Компания вышла на европейский рынок, реализовав проекты в Германии, Швейцарии и Хорватии. Одно из подразделений "Связькома" расположено в США.

- Какова производственная структура компании? Как строится политика дистрибуции?

- "Связьком" - ​компания полного производственного цикла, способная реализовать проект "под ключ". В нашей структуре есть подразделения разработки сервисов, мобильных приложений, дизайна, тестирования, интеграции, клиентской поддержки, направление НИОКР, создающее, по признанию участников рынка, уникальные вещи. Так, одной из последних разработок стала перчатка, позволяющая пользователю получать тактильные ощущения в виртуальном пространстве. В портфолио наших разработчиков - ​ПО для платных парковок, Wi-Fi-модем, способный объединить 3G/4G-сети различных операторов для увеличения скорости передачи данных, многие другие инновации.

Дистрибуция "Связькома" строится в первую очередь на прямых продажах. При этом компания развивает сотрудничество с интеграторами, другими участниками ИКТ-рынка.

- Кто ваши конкуренты? Каковы преимущества "Связькома" на внутреннем и внешних рынках?

- Наши основные конкуренты - ​российские компании с похожим профилем продуктов и сервисов. Среди рыночных преимуществ можно выделить высокую эффективность решений при их относительно низкой стоимости, гибкую ценовую политику, различные варианты финансовых условий поставки - ​например, аренду решения и длительную рассрочку платежа.

Одним из ключевых преимуществ "Связькома" является полная кастомизация продуктов, от интерфейса до функциональности. После внедрения решения в процессе его сопровождения принимают участие не только сотрудники службы клиентской поддержки "Связькома", но и разработчики, учитывающие все пожелания и замечания пользователя.

- Повлияла ли политика импортозамещения на бизнес компании?

- Результаты российской государственной программы импортозамещения оценивать преждевременно, они просто еще не могут быть заметны. Пользу можно будет реально оценить через три-пять лет.

- Расскажите о направлении социальных сетей "Связькома". Чем SMM-разработки могут быть полезны операторам мобильной связи?

- Как я уже говорил, "Связьком" принимал участие в создании крупнейшей мобильной социальной сети - ​Galaxy. Количество ее пользователей превышает 32 млн. Сеть развивается, предлагая пользователям новые варианты общения, мобильные развлечения и другое.

Принципы и законы, работающие в соцсетях, действуют и в работе с мобильными абонентами. На основе изучения поведения пользователей социальных сетей можно разрабатывать перспективные кейсы, прогнозирующие различные процессы, происходящие с базой оператора, например отток абонентов. Закономерности и алгоритмы, выявляемые в сетевом общении, оператор может использовать, чтобы усилить продвижение мобильных сервисов, управлять их потреблением. Так, некоторые SMM-кейсы "Связькома" использованы в нашем решении BonusManagement.

- Какие продукты "Связьком" предложит операторам в ближайшем будущем? Каковы планы экспансии на ближайшие три-пять лет?

- Мы работаем над созданием аналитических платформ, среди них - ​решения для анализа геоданных, биллинговой информации, абонентской базы. На основе таких платформ реализуются принципиально новые, перспективные подходы к продвижению и продажам услуг. Компания также пробует себя в разработке "умных" девайсов, в направлении Интернета вещей и других.

"Связьком" выпускает коробочное решение Free SMSC, которое получило хорошие отзывы потребителей. Развитием этого направления станут облачные продукты CloudSMSC и CloudMMSC, которые мы планируем показать на Всемирном мобильном конгрессе 2016 в Барселоне.

Среди перспективных рыночных задач мы видим наращивание присутствия "Связькома" в Европе и выход на рынки Африки и Азиатского региона. Но главная задача бизнеса - ​активное взаимодействие и развитие сотрудничества с существующими партнерами и клиентами.