Полина Русяева
Ксения Бобкова
11.09.2015

Как стало известно РБК, четвертый сотовый оператор Tele2 запускается в Москве и области 22 октября. В течение года с момента старта компания может получить до 10% абонентов столичного региона, считают эксперты

Компания "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) запустится в Москве и Московской области 22 октября, рассказал источник РБК, знакомый с планами оператора. В пресс-службе Tele2 подтвердили дату. "Это единственная официальная дата, утвержденная менеджментом компании и акционерами", — заявил РБК представитель оператора Константин Прокшин​. Ранее, как писал РБК, Федеральное агентство связи (Россвязь) выделила Tele2 7,5 млн номеров в коде 977 (в диапазоне от 250-00-00 до 999-99-99).

За месяц до начала продаж контрактов будет запущена массовая рекламная кампания (наружная реклама, ТВ-ролики на федеральных каналах, реклама на радио и в интернете). Одновременно стартует и так называемая сертификационная программа: специальные бумажные карточки, которые будет раздавать оператор, дают право на подключение к Tele2 на льготных условиях — каждый месяц в течение определенного времени абоненту будет начисляться сумма, которую он сможет использовать для оплаты услуг связи. Кроме того, как рассказывает Прокшин, за несколько дней до коммерческого запуска будет организован масштабный фестиваль в столице.

Выручка "Т2 РТК Холдинга" во втором квартале 2015 года выросла на 7,1% год к году и составила 23,6 млрд руб., показатель EBITDA достиг 7,3 млрд руб. против 6,7 млрд руб. годом ранее. Для выхода на московский рынок Tele2 в феврале 2015 года получила от одного из своих акционеров, ВТБ, льготный кредит на 16 млрд руб. по механизму государственного проектного финансирования, рассказывает Прокшин. Он уточняет, что это не вся сумма: на развитие сетей 3G/4G в Москве компания также использует и собственные средства. Бюджет складывается из затрат на строительство инфраструктуры, открытие монобрендовых салонов, рекламные кампании и др.

Базовый старт

О том, что оператор-дискаунтер готов к выходу до конца 2015 года, стало известно в июле. Компания отказалась от идеи запуска сети этим летом, чтобы за это время успеть построить больше базовых станций и улучшить качество связи, рассказывал директор по операциям компании "Т2 РТК Холдинг" Дмитрий Лопатухин (цитата по Интерфаксу). Он также сообщал, что компания запустит в Москве только сети 3G и 4G: использовать MVNO (Mobile Virtual Network Operator, модель виртуального оператора мобильной связи) или горизонтальный роуминг для обеспечения связи на GSM-частотах компания пока не планирует.

"Большинство смартфонов, проникновение которых в Москве велико, не нуждается в GSM-подложке и работает в сетях 3G (голос и данные) и 4G (данные). Находясь в зоне покрытия, наши абоненты всегда будут пользоваться скоростным интернетом и никогда не выпадут в медленный EDGE", — объясняет Прокшин. По статистике исследовательской компании Synovate Comcon, в первом полугодии 2015 года доля смартфонов составляла 49% от всех мобильных устройств, используемых в России. За полгода этот показатель вырос на 10%. В Москве смартфонами пользуются уже 63% владельцев мобильных устройств.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков не видит большой проблемы в отсутствии у Tele2 GSM-покрытия. "Доходы от мобильного интернета в ближайшем будущем станут основным драйвером роста доходов сотовых операторов, а голосовые услуги вообще уйдут в бесплатные сервисы", — считает Кусков.

Конкуренты Tele2 из "большой тройки" и в том момент, и сейчас настаивают на том, что оператор к запуску не готов, поскольку не построено необходимого количества базовых станций."Запустить сеть можно и на 100 базовых станциях, о качестве такой сети говорить не приходится", — замечает пресс-секретарь "МегаФона" Татьяна Зверева. Чтобы новичку рынка конкурировать с существующими игроками по качеству услуг, необходимо располагать паритетным частотным ресурсом, а также аналогичным объемом базовых станций, отмечает представитель "МегаФона". У оператора сегодня более 22 тыс. базовых станций.

В конкурентной способности Tele2 в ближайшем будущем не уверены и представители "ВымпелКома". "Выход в столицу — задача крайне сложная для нового оператора, у компаний, которые сегодня работают в Москве, ушел не один год, чтобы обеспечить достойный уровень покрытия сети и качество связи", — заявляет пресс-секретарь оператора Анна Айбашева. Впрочем, к приходу нового оператора представители "ВымпелКома" относятся позитивно. "Конкуренция — это всегда хорошо. Значит, мы будем сильнее заботиться о своих клиентах, совершенствовать наши сервисы, а клиенты, мы надеемся, будут больше любить нас за качественные услуги", — уверена Айбашева.

В "Т2 РТК Холдинге" не раскрывают число базовых станций в столичном регионе. По информации источника РБК, близкого к акционерам, и собеседника в крупной инфраструктурной компании, к моменту запуска у Tele2 будет работать более 3–3,5 тыс. базовых станций.

Массовый рынок

Tele2 позиционирует себя как оператор-дискаунтер.​ Прокшин не раскрывает конкретики по тарифной сетке в столичном регионе, уточняя лишь, что структура тарифов будет "такой же, как и в других регионах: три пакетных тарифа и два тарифа для тех, кому интернет особо не нужен, главное — никаких сносок и скрытых условий".

Приобрести сим-карты можно будет примерно в 10–11 тыс. различных розничных точек. По словам Прокшина, структура продаж новых контрактов в Москве будет похожа на структуру продаж по всей России: в компании планируют, что около 45–50% всех подключений будет приходиться на монобрендовую сеть.

"Благодаря новой программе ускоренного развития этого канала продаж и в результате запуска бренда в регионах, где работали сотовые активы "​Ростелекома", количество монобрендовых салонов и модулей [большие "островки" внутри помещений, например торговых центров] превысило 2200. К концу года розничная сеть Tele2 будет насчитывать 2900 салонов и модулей, включая 350, которые мы построим в Москве", — рассказывает Прокшин.

В столице оператор продолжит сотрудничество c "Почтой России" и розничными сетями "АРИА-АиФ", "Эльдорадо" и другими партнерами. Кроме того, компания договорилась с локальными московскими сетевыми телеком-ретейлерами. Также "Т2 РТК Холдинг" в этом году перезаключил контракты со "Связным" с учетом выхода в Москву и возобновил сотрудничество с "Евросетью" — эту информацию РБК подтвердили представители сетей. У "Связного" в столичном регионе около 500 розничных точек, у "Евросети" — более 600 салонов в Москве и области. Кроме того, до конца этого года в пилотном режиме заработает 50 бренд-зон Tele2 в магазинах "Связного" в городах московского региона, рассказали Прокшин и представитель "Связного" Мария Заикина.

Коммерческие условия контрактов с ретейлерами не раскрываются. По словам источника РБК в федеральном сотовом ретейлере, компания предполагает, что за год с момента старта продаж доля Tele2 достигнет 15% общего числа продаваемых контрактов.

Плановые абоненты

О том, сколько абонентов оператор хочет получить в течение года после запуска, Прокшин говорить отказался. ​Вячеслав Николаев, директор по маркетингу массового рынка МТС, уверен, что любой оператор в течение первого года присутствия в новом регионе испытывает трудности. По подсчетам банка UBS (данные приводила газета "Ведомости"), через год после запуска в Москве Tele2 может рассчитывать на 10% рынка по количеству активных сим-карт.

Однако конкуренты не разделяют оптимизма. "Без базовой сети GSM предоставлять качественные услуги связи невозможно, то есть половина москвичей — те, кто использует простые кнопочные телефоны, не смогут стать абонентами Tele2", — говорит представитель компании из "большой тройки". По мнению собеседника РБК, если за год с момента запуска оператор "отъест" хотя бы 5% — это можно будет считать отличным показателем запуска.

МТС конкурирует с Tele2 в ряде российских регионов и во многих из них обходит по доле рынка, говорит представитель компании Дмитрий Солодовников. Особых опасений по поводу того, что абоненты МТС могут переметнуться на сторону Tele2, в компании не испытывают: "У нас самый низкий отток на столичном рынке — это значит, что наши абоненты меньше склонны к смене оператора", — говорит представитель МТС.

По данным за второй квартал 2015-го показатель оттока абонентов у МТС составил 9,1%, у "ВымпелКома" — 12,8%. "МегаФон" эти данные не раскрывает. По итогам первого квартала 2015 года у Tele2 было 34,9 млн абонентов, что в 1,6 раза меньше, чем у занимающего третье место "ВымпелКома" (55,7 млн). Однако во втором квартале текущего года оператор не смог похвастаться подобным успехом: абонентская база компании составила 34,7 млн человек, что означает отток в 200 тыс. абонентов.

Причиной поквартального снижения абонентской базы, по словам Прокшина, было отсутствие активного рекламного продвижения в регионах мобильных активов "Ростелекома" в преддверии запуска бренда Tele2. После массовых запусков бренда Tele2 в регионах "Ростелекома" (на сегодня бренд работает в 18 из 23 регионов) в компании ожидают "устойчивый прирост абонентской базы", говорит Прокшин. По его словам, в среднем в каждом регионе после запуска бренда число подключений в месяц увеличивается в разы по сравнению с месяцем до запуска бренда Tele2. В июле оператор увеличил общую абонентскую базу Tele2 на 167 тыс., в августе — на 245 тыс. человек.

"Компания может смело рассчитывать на 20% столичного рынка в трехлетней перспективе", — уверен Кусков. По мнению эксперта, есть аудитория, которой будет интересно предложение Tele2: цены не будут чрезмерно дисконтными, но будут привлекательнее предложений от "большой тройки".