Анастасия Голицына
07.10.2015

 "Яндекс" изучает возможность работы на рынках Латинской Америки и выпускает первое приложение, рассчитанное исключительно на страны этого региона, следует из сообщения компании.

Раньше она предназначала свои новинки только "домашнему" рынку и близлежащим странам вроде Украины и Турции. Нынешнее приложение Yandex Launcher рассчитано прежде всего на пользователей из Бразилии и Мексики – стран, в которых у "Яндекса" уже был опыт распространения продуктов. По данным eMarketer, Бразилия, Мексика и Колумбия останутся до 2018 г. наиболее быстрорастущими рынками в Латинской Америке.

Yandex Launcher предназначен для мобильных устройств, работающих под управлением операционной системы Android. Это программная оболочка, позволяющая настраивать эту операционную систему под собственные задачи и сделать интерфейс смартфона более индивидуальным. Приложение будет работать и на маломощных недорогих смартфонах, которые распространены в странах Латинской Америки. Вместе с Yandex Launcher "Яндекс" предоставит их жителям "рекомендательную" технологию, которая поможет им выбирать в онлайн-магазине Google Play полезные приложения. На этих рекомендациях "Яндекс" планирует зарабатывать в партнерстве с сетями мобильной рекламы.

Российским пользователям Yandex Launcher недоступен, нет в нем и традиционных сервисов "Яндекса", например интернет-поиска; по умолчанию приложение будет предлагать поисковик Google, но можно будет настроить и Bing, говорит представитель "Яндекса" Екатерина Карнаухова. Если эксперимент окажется успешным, "Яндекс" распространит его на весь мир, добавляет она. Выбор Бразилии и Мексики для старта Карнаухова объясняет тем, что это самые растущие рынки и что именно там (а также во Вьетнаме) показал наилучшие результаты "Яндекс.Браузер".

Речи о полноценном выходе "Яндекса" в Латинскую Америку пока нет, запуск приложения – только эксперимент, говорит Карнаухова.

Недавно основатель "Яндекса" Аркадий Волож рассуждал в беседе с Reuters, что зависеть только от российского рынка опасно: "Нужно найти бизнес-модели, партнеров, заказы <...> научиться продавать свои уникальные умения на других рынках, чтобы не зависеть от одного". Один из выходов, по мнению Воложа, – построить модель "вторых игроков" в разных странах: "Это много разных валют, это значит независимость от нефти хотя бы".

Большую часть выручки "Яндекс" традиционно зарабатывает на контекстной рекламе, которая видна в результатах поиска и на партнерских сайтах. Однако в последнее время российский рекламный рынок испытывает проблемы. Продажи рекламы в интернете, правда, пока растут (в отличие от всех остальных медиа), но темпы роста снижаются: если в 2014 г. продажи выросли на 18%, то в первой половине 2015 г. – только на 10% к аналогичному периоду 2014 г. (данные Ассоциации коммуникационных агентств России).

"Яндекс" работает в России и странах СНГ, а с 2011 г. еще и в Турции (открыл там офис и запустил сервисы поиска, карт и пробок). Правда, добиться существенных успехов на турецком рынке поиска, где доминирует Google, компании пока не удалось: доля "Яндекса" составляет всего около 4%. Зато в Турции популярны другие его сервисы – карты и пробки, говорил Волож. На Петербургском международном экономическом форуме он сообщил, что "Яндекс" готов привлекать сторонних инвесторов в свой турецкий проект.

Чтобы диверсифицировать бизнес, "Яндексу" нужно выходить на крупные растущие рынки вроде Индии и Латинской Америки, говорит аналитик "Открытие капитала" Александр Венгранович. Потенциально крупным бизнесом за пределами России мог бы стать проект по расчету больших данных – Yandex Data Factory, но пока он находится на ранней стадии и сложно предсказать его успешность, добавляет аналитик.