Валерий Кодачигов
15.10.2015

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила "Эр-телеком холдингу" купить 100% акций иркутского интернет-провайдера "Мегаполис-телеком", следует из сообщения ведомства.

Представитель "Эр-телекома" подтвердил интерес к активу, но комментировать условия возможной сделки отказался. По его словам, покупка компаний - часть новой стратегии "Эр-телекома", предусматривающей к 2020 г. удвоение выручки оператора (по ее данным, в 2014 г. она выросла год к году на 16% до 22 млрд руб.). Для этого компания планирует стать лидером на рынках тех регионов, где она работает, что подразумевает как покупку других компаний, так и органический рост, утверждает представитель "Эр-телекома". Возможный бюджет на сделки слияний и поглощений он не назвал.

По словам человека, близкого к "Эр-телекому", приемлемой для себя он считает оценку приобретаемых компаний примерно в 1,5 выручки. По данным "СПАРК-Интерфакса", в 2014 г. выручка "Мегаполис-телекома" составила чуть более 183 млн руб. В соответствии с новой стратегией "Эр-телеком холдинг" в начале 2015 г. уже купил одну компанию - небольшого оператора "Ярославльтелесеть", продолжает источник. По данным отраслевого издания Comnews.ru, по итогам аукциона, проведенного администрацией Ярославля, "Эр-телеком" мог заплатить за компанию 305,5 млн руб. Представитель "Эр-телекома" это не комментирует.

Сейчас региональные операторы средней величины оцениваются из расчета одна-две годовых выручки, рассказывает гендиректор "Искрателекома" Алхас Мирзабеков. Этот коэффициент зависит от региона, выручки, доли рынка и тех ли иных специфических преимуществ, которые может дать контроль над компанией, объясняет он. Рынок интернет-доступа и платного ТВ в России сформировался и покупка активов сейчас оптимальный способ увеличения доли на нем, уверен он. Это гарантированная выручка, набор услуг и абонентская база, перечисляет Мирзабеков. 

"Мегаполис-телеком" - тоже небольшой оператор: в Иркутске и Иркутской области у него около 4000 частных абонентов широкополосного доступа (ШПД), около 1000 абонентов платного ТВ и 100-150 корпоративных абонентов, рассказывает аналитик "ТМТ консалтинга" Кирилл Татусь. Сам "Эр-телеком" на конец II квартала 2015 г. обслуживал только в Иркутске 53 000 абонентов ШПД, отмечает он. Но его интерес к покупкам даже небольших операторов объясним: органический рост компании закончился, считает Татусь. В конце июня 2015 г. у "Эр-телекома" было 2,72 млн абонентов (+12% к аналогичному периоду 2014 г.). Но весь рост пришелся на покупку в 2014 г. петербургского оператора Interzet - единственной компании, приобретенной "Эр-телекомом" до 2015 г., утверждает он. А во многих городах, где "Эр-телеком" сам построил сети, наблюдался отток абонентов - в первую очередь из-за усиливающейся тарифной конкуренции с федеральными операторами, в частности "Ростелекомом", отмечает Татусь.

Сам "Эр-телеком" не раскрывает количество абонентов.

 "Эр-телеком" интересуют не только проводные операторы. В начале октября 2015 г. газета "Коммерсантъ" сообщила, что "Эр-телеком" ведет переговоры о покупке оператора беспроводного доступа "Престиж-интернет" ("Энфорта"). Представители "Эр-телекома" и "Энфорты" это не комментируют. Переговоры действительно идут, подтвердил источник, близкий к одной из сторон сделки. Но в какой стадии они находятся, он сказать затруднился. Сейчас "Эр-телеком" и "Энфорта" делят 5-е место в России по количеству корпоративных абонентов: у "Эр-телекома" их около 43 000, у "Энфорты" чуть больше, отмечает Татусь. Покупка "Энфорты" привела бы к удвоению корпоративной базы "Эр-телекома", считает он.

Целесообразность приобретения или органического роста определяется индивидуально в каждом отдельном случае и зависит от целого ряда факторов, таких как цена сделки, качество инфраструктуры актива, конкурентная среда и насыщение рынка в конкретном регионе, рассуждает представитель "Ростелекома" Андрей Поляков. Сейчас у "Ростелекома" четырехкратный разрыв с ближайшим конкурентом по количеству абонентов ШПД, и он планирует укреплять свои позиции на этом рынке, отмечает он. По его словам, у "Ростелекома" на конец первого полугодия 2015 г. было более 11,2 млн абонентов ШПД и более 8,2 млн пользователей платного ТВ.

МТС в регионах развивается органически - за счет модернизации ШПД-сетей и внедрения гибридной телеплатформы, объединяющей возможности фиксированной, сотовой и спутниковой связи, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников.