© ComNews
22.10.2015

Тарифы Tele2 в Москве оказались значительно ниже ожиданий. Сегодня новый столичный оператор начинает оказывать услуги связи. Руководство компании пообещало произвести на московском мобильном рынке революцию. Конкуренты утверждают, что экономия для клиентов Tele2 будет "сомнительная", а эксперты говорят, что усиление конкуренции, в любом случае, пойдет на пользу рынку.

Главной неожиданностью выхода нового оператора на московский рынок стали, как это ни странно, цены. Как пояснил директор по маркетингу и развитию продукта "Т2 РТК Холдинг" (Tele2) Роман Володин, компания ставила цель добиться "существенного ценового отрыва от конкурентов". На старте оператор предлагает клиентам четыре основных тарифа. "Оранжевый" - с поминутной тарификацией. Условия очень простые: любые звонки, на любые телефоны, независимо от оператора и региона, стоят 1 руб. Столько же стоят SMS и мегабайт интернет-трафика. Аналогичные тарифы "большой тройки" существенно дороже. По словам Романа Володина, в среднем разница составляет 40%. Также Tele2 представил три пакетных тарифа: "Черный", "Очень черный" и "Самый черный". От аналогичных предложений конкурентов их отличает заметно больший объем включенного интернет-трафика и все тот же "ценовой разрыв" - от 25% до 50%.

"Тарифы оказались несколько дешевле, чем можно было ожидать в момент начала маркетинговой кампании", - заявил финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин. Серьезный дисконт он объясняет стремлением оператора как можно быстрее занять значительную долю на самом крупном и маржинальном рынке России. "Кроме того, Tele2 таким образом явно пытается компенсировать потенциальные неудобства для абонентов, связанные со сравнительно небольшим количеством базовых станций и отсутствием 2G-частот", - добавил он.

Как считает генеральный директор "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов, в ситуации, когда предложить принципиально новую услугу невозможно, выйти на уже сформированный рынок иначе просто не получилось бы. "Очевидно, что компания изучила эластичность спроса в Москве. Были выделены аудитории, на которых можно максимизировать прирост. И именно к ним обращаются соответствующие тарифы", - пояснил он. По мнению Анкилова, прогнозы, что в будущем Tele2 поднимет цены до общего уровня, неоправданны. Аналитик считает, что если корректировки будут, то несущественные.

Уже работающие в Москве компании, в ответ на просьбу прокомментировать цены нового столичного оператора, предпочитают рассказывать о недостатках Tele2. "Абонентам следует быть осторожными и не попадать под очарование имиджа так называемого дискаунтера", - заявил пресс-секретарь ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников. Среди недостатков "новичка" он отметил малое количество абонентов, а следовательно, малую долю бесплатных внутрисетевых вызовов, фрагментарность покрытия и отсутствие GSM-сети.

"Тарифы Tele2 для московского рынка в большинстве своем ниже наших тарифов рублей на 100. Это стоимость двух поездок на метро. В обмен на эту сомнительную экономию клиентам предлагается неочевидное качество связи LTE, а также полное отсутствие GSM, хотя этой технологией по-прежнему пользуется значительный процент клиентов", - отметила пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева.

В пресс-службе ПАО "МегаФон" ComNews заявили, что рады появлению нового оператора: "Конкуренция сделает нас еще сильнее и даст нашим клиентам возможность еще раз убедиться в высоком качестве наших услуг", - сказала представитель оператора Юлия Дорохина. "Жители Москвы привыкли к качественной связи и готовы платить за качество, надежность и безопасность, поэтому едва ли новому игроку удастся привлечь качественную аудиторию с помощью демпинга", - заявили в пресс-службе Yota.

По мнению Тимура Нигматуллина, появление на рынке четвертого игрока должно оказать сильное давление на стоимость среднего тарифа в регионе. "Я не исключаю, что пакетные предложения подешевеют в пределах десятка процентов. Впрочем, в любом случае это будет длительный процесс, который займет несколько лет", - сказал аналитик "Финам".

С коллегой согласен Константин Анкилов. По его мнению, на тарифы Tele2 "большая тройка" будет реагировать "симметрично". Но какие-то действия предпринимать операторы будут только исходя из динамики оттока абонентских баз. А этот процесс будет происходить постепенно. По мнению гендиректора "ТМТ консалтинга", демпинговая политика принесет результат, так как значительная часть москвичей в принципе готовы поменять оператора. По его прогнозу, Tele2 сможет занять минимум 10% столичного рынка в течение трех-пяти лет. Но многое будет зависеть от объемов инвестиций и скорости решения вопроса с качеством и покрытием сети. "По-хорошему, нужно вложить еще в два раза больше, чем вложено сейчас", - сказал Константин Анкилов.

"По моим оценкам, чтобы окупить CAPEX и быть прибыльным, Tele2 нужно в течение нескольких лет получить 10% и более на местном рынке. Я думаю, компания сделает все, чтобы достичь этого показателя", - прогнозирует Тимур Нигматуллин.

Первый заместитель гендиректора Tele2 Александр Провоторов точную сумму капзатрат на московский проект назвать отказался. По его словам, это миллиарды рублей. Он напомнил, что на строительство сетей в столице компания получила кредит 16 млрд руб. по программе проектного финансирования. Пока потратили только четверть этой суммы. Но этот кредит - далеко не единственный источник финансирования стройки.

По словам Провоторова, на окончание 2015 г. и на 2016 г. также запланированы масштабные инвестиции. Приоритетная задача - расширение и улучшение качества покрытия, а также строительство сети в Московском метрополитене. Пока Tele2 работает только на пяти станциях, в течение полутора-двух лет необходимо подключить к сети все узлы подземки.

Как сообщил Александр Провоторов, все основное оборудование (современное, нового поколения) для сети Tele2 закупает у Ericsson. К плюсам Tele2 он отнес также возможность строительства сетей стандарта LTE-800, который дает значительно большую зону покрытия. Таких станций уже запущено несколько десятков. Всего на старте в Столичном регионе Tele2 запускает 7 тыс. БС: 5 тыс. - 3G и 2 тыс. - 4G. Сеть покрывает территорию, где проживает 90% жителей Москвы и 75% жителей московской области.

Аргументы конкурентов о том, что они строили сеть в Москве "в течение 20 лет" и сейчас у них гораздо больше базовых станций, Александр Провоторов считает надуманными. Он утверждает, что на начальном этапе такое количество базовых станций оператору не нужно. "Когда мы начнем приближаться к нашим уважаемым конкурентам по абонентской базе, у нас количество базовых станций значительно вырастет. То, что за 20 лет было построено, во многом, уже устарело. Я думаю, что меряться количеством базовых станций - не совсем правильная идея. Лучше меряться качеством сервисов для абонентов", - сказал Александр Провоторов.