© ComNews
26.10.2015

Рынок телевещания неизбежно движется в сторону продажи премиум-услуг и платного контента. Иначе в кризисные времена, когда объем рынка рекламы стремительно сокращается, не выжить. Об этом говорили участники круглого стола, посвященного барьерам и возможностям для развития цифрового эфирного вещания в России. Дискуссия проходила в рамках конференции Digital & Connected TV Russia 2015, организованной ComNews Conferences.

Как считает руководитель информационно-аналитического центра Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Владимир Лившиц, разработанная Минкомсвязи новая стратегия телерадиовещания означает крутой поворот в развитии отрасли. Она радикально меняет бизнес-модели предоставления услуг населению. "Отныне эфирное телевидение - уже не "большой брат" среди других каналов распространения, а первый среди равных", - сказал Владимир Лившиц.

По  мнению эксперта, с двадцаткой общероссийских каналов, которые входят в первый и второй мультиплексы, все более-менее понятно - это каналы свободного доступа с рекламной бизнес-моделью. Вопрос, что делать остальным. По данным НАТ, в России сейчас около 400 нишевых и тематических телеканалов и более 1000 региональных. По мнению Владимира Лившица, все большую роль начинают играть технологии и новые формы сотрудничества. Партнерами телевещателей становятся операторы спутникового, кабельного ТВ, интернет-провайдеры и мобильные операторы.

По мнению представителя НАТ, на первый план выходит контент. "Он сам по себе является ценным конечным продуктом и, по условиям маркетинга, должен продаваться. Контент должен быть кункурентоспособным, эксклюзивным и востребованным. Тогда будут существовать и региональные, и нишевые каналы", - сказал Владимир Лившиц. Он уверен, что нужно производить качественный эксклюзивный контент, и тогда за ним будут охотиться операторы и будут готовы за него платить, уверен он.

Одним из способов монетизации контента участники дискуссии считают распространение его в HD-качестве. Но переход на HD грозит трехкратным увеличением расходов на вещание, а в условиях кризиса и падения рекламного рынка, телеканалов, способных потянуть такие расходы, нет.

Коммерческий директор Amedia TV Максим Чернов уверен, что перераспределение денег в отрасли будет смещаться в Интернет. Медиахолдинги, 85% доходов которых составляет реклама, зависят от общей экономической ситуации в стране. "Мы видим, что рекламные бюджеты начинают падать. Поэтому все медиахолдинги начинают задумываться о существовании за счет денег пользователя. Премиум-продукт должен быть в портфеле любого оператора", - считает Максим Чернов.

По его словам, эфирное вещание еще долго будет оставаться главным, но премиальная модель становится дополнительным способом монетизации. Она может строиться на предоставлении контента в HD-качестве, продажи его до выхода в эфирном канале, возможности получить контент, когда удобно и на любом устройстве. "Будущее - за гибридной моделью монетизации. А вопрос частотного планирования перейдет из политической в экономическую сферу - приоритет будет для того сегмента, где можно больше заработать", - прогнозирует Максим Чернов.

Как считает начальник лаборатории Научно-технического центра анализа электромагнитной совместимости ФГУП "НИИР" Андрей Лашкевич, интерес к картинке того качества, которую сейчас дают российские вещатели, сохранится еще максимум несколько лет - ведь ничего нового по сравнению с аналоговым вещанием не происходит. "Мы опять строим всю концепцию цифрового вещания в поддержание исторических традиций", - сказал он.

Эксперт уверяет, что трансляция контента через Интернет или спутниковые сети - сейчас это тупиковый путь: можно закрыть нишевой сегмент, но при увеличении аудитории выше определенного порога начинаются огромные финансовые и технические сложности. Существующие сети развивались под другие цели и при увеличении клиентской базы будут "ложиться". Спутниковый сегмент сталкивается с жестокой конкуренцией за частотный ресурс с наземными подвижными службами. Ситуация осложняется тем, что грядет эра "больших экранов". В 2020-е гг. высокое и сверхвысокое разрешение станет нормой, как уверяет Андрей Лашкевич. А на подходе уже широкое распространение автостереоскопических дисплеев (позволяют видеть 3D-картинку без специальных очков).

Спасти ситуацию может только широковещательная доставка, но совмещенная с возможностью записи контента. "Здесь наступает революция - мы уходим от парадигмы линейности вещания и тех ограничений, которые она накладывает", - считает Андрей Лашкевич. По его мнению, задача отрасли сейчас - научиться передавать линейный контент в форматах, привлекательных для потребителя. "У телевизионного вещания есть масса нереализованных возможностей. Можно делать то, что раньше и не снилось.  Мы можем вещать веб-сайт, передавать и обновлять ПО. И делать еще массу вещей, которые раньше и не снились", - сказал Андрей Лашкевич.