Александр Силонов
21.12.2015

В свои лучшие годы в прошлом десятилетии BlackBerry занимала примерно пятую долю рынка мобильных коммуникаторов. Однако канадская компания не смогла конкурировать с такими игроками, как Apple и Samsung Electronics, и ее рыночная доля стремительно сократилась, а котировки акций снизились в несколько раз.

Назначенный в 2013 г. на пост гендиректора BlackBerry Джон Чен изменил стратегию бизнеса, сфокусировавшись на более прибыльном направлении ПО и услуг для корпоративных пользователей, заинтересованных в высокой производительности и информационной безопасности. Параллельно BlackBerry продолжала предлагать компаниям смартфоны, также ориентированные на нужды корпоративных клиентов.

Новая стратегия окупилась. В III квартале, завершившемся в ноябре, выручка BlackBerry от продажи софта и услуг составила $162 млн, причем около 70% этой суммы приходится на так называемые повторяющиеся доходы, т. е. те, на которые компания может рассчитывать и в дальнейшем. По сравнению с прошлым годом выручка снизилась примерно в 1,5 раза, но по сравнению со II кварталом она увеличилась более чем вдвое, кроме того, она оказалась почти на $50 млн больше, чем прогнозировали аналитики.

Квартальные убытки BlackBerry составили $15 млн, или 3 цента на акцию (показатель не учитывает затраты на реструктуризацию). Между тем аналитики прогнозировали убытки на уровне 14 центов на акцию. Акции BlackBerry, с начала года подешевевшие на 30%, после публикации квартальных итогов прибавили 8% в цене на предварительных торгах в Нью-Йорке.

"Мы добились ускоренного роста в продвижении корпоративного софта и увеличили свою выручку во всех сегментах, являющихся для нас приоритетными", – заявил Чен. В IV квартале, считает он, доходы компании от продажи ПО, оборудования и коммуникационных услуг также должны вырасти.

Традиционно устройства BlackBerry работали под управлением собственной операционной системы, и это ограничивало их распространение из-за небольшого набора приложений. В ноября 2015 г. компания выпустила модель Priv – первый смартфон BlackBerry на Android. Дебют оказался удачным: несмотря на довольно высокую цену, устройство с экраном более 5 дюймов и аппаратной клавиатурой получило хорошие отзывы прессы, хотя обозреватели и признают, что оно вряд ли позволит BlackBerry вернуться в список ведущих поставщиков смартфонов.