© ComNews
22.12.2015

Люди, которые отвечают за развитие интернета должны освоить "цифровое мышление". Уровень интернет-грамотности россиян низкий потому, что в сети мало полезных сервисов. Об этом говорили участники форума "Интернет-экономика". Они также предложили разработать ряд законодательных инициатив для повышения инфраструктурной безопасности и защиты "цифровой собственности".

Уровень цифровой грамотности россиян составляет 4,79 по десятибалльной шкале. Результаты исследования Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), проведенного совместно с ВЦИОМ, НИУ ВШЭ, DCA, TNS, ФОМ, "ВКонтакте", РАЭК, "Одноклассники", Acronis (также были использованы данные Росстата и Роскомнадзора) представили на форуме "Интернет-экономика", организованного Институтом развития интернета (ИРИ).

Помимо общего индекса цифровой грамотности, авторы исследования замерили показатели по трем субиндексам: цифрового потребления - 5,17, цифровой безопасности - 4,85, цифровых компетенций - 4,48. Только 10% жителей страны используют приложения интернет-банкинга, лишь 19,5% пользуются электронными госуслугами, к Интернету как к источнику новостей обращаются 33,5% и всего 25% уверены в своей цифровой безопасности. Уровень цифровой грамотности в России низкий, поэтому нужно создавать образовательный контент, внедрять его в учебные программы и интернет-ресурсы.

В то же время, большинство участников круглого стола "Интрнет + Общество" (проходил в рамках форума) считают, что уровень цифровой грамотности нужно повышать не только у школьников, но и у бизнесменов, и госслужащих. У руководителей ведомств должно появиться "цифровое мышление".

Людей нужно мотивировать, считает первый заместитель руководителя администрации президента РФ Вячеслав Володин. "Общество не будет учить мертвый язык. Оно будет учить тот интернет-язык, который помогает в жизни", - заявил он. Финансовыми интернет-услугами пользуется все больше россиян, потому что это упрощает взаимодействие с банками, отметил Вячеслав Володин. Чтобы повысить популярность электронных государственных и прочих услуг, начинать нужно с цифрового мышления людей, которые их развивают. "Когда человек увидит, что это облегчает жизнь – он будет этим заниматься. Как только появятся полезные сервисы, люди сами научатся ими пользоваться", - считает замглавы администрации президента.

Но Интернет содержит не только полезный контент, напомнила гендиректор InfoWatch Наталья Касперская. В Сети немало "плохого" контента – там завлекают в секты, продают наркотики, распространяют информацию о способах суицида. Кроме того, Интернет стал площадкой для информационных войн. В этой ситуации России следует ввести практику досудебной блокировки сайтов и совершенствовать технические способы борьбы с негативным контентом, считает Наталья Касперская. Она также предложила создать единый центр мониторинга информационных угроз в Сети. "Нужен какой-то механизм отражения информационных атак. Он должен быть межведомственным – я не вижу ведомства, которое в одиночку могло бы за это отвечать. Возможно, ИРИ сможет такую роль выполнять", - заявила глава InfoWatch.

Защищать нужно не только информацию, но и инфраструктуру, считает руководитель GR и стратегических проектов "Лаборатории Касперского" Андрей Ярных. Он сообщил, что из обследованных специалистами лаборатории индустриальных объектов 100% содержат информационные уязвимости.

"Цифровая" нация должна защищать свою "цифровую" собственность, считает генеральный директор компании "Ашманов и партнёры" Игорь Ашманов. Сейчас государство принимает законы и пытается контролировать использование персональных данных россиян, но никто пока не заботится об огромном массиве пользовательских данных.

"Это, так называемые, большие данные о пользователях. Их собирают все, кому не лень. Это не персональные данные – с ними в правовом смысле проблема как-то решена. Но, надо понимать, что персональные данные, по большому счету, ничего не решают", - заявил он. Пользовательские данные собираются с разных устройств, в разных форматах и формах. Они содержат социально-демографические сведения (пол, возраст, доход), информацию о привычках, хобби, друзьях, поездках, имуществе, покупках, политических взглядах человека и так далее. Их накапливают, продают и перепродают. При необходимости, из них можно восстановить и персональные данные человека, утверждает эксперт.

"Все сводится воедино, составляется электронный профиль человека, который можно использовать для продажи, шантажа, пропаганды, для чего угодно", - пояснил Игорь Ашманов. Эти данные необходимо защищать на законодательном уровне, сами игроки рынка делать этого не будут – на этой информации они зарабатывают деньги. Причем, по словам Игоря Ашманова, наибольший объем такой информации собирают иностранные компании – Google, Facebook и другие.

"Сейчас говорят о создании единого идентификатора пользователя, об электронных паспортах. На мой взгляд, этого нельзя делать, пока мы не урегулируем вопрос о пользовательских данных, пока мы не запретим их применять, выносить из страны, использовать без разрешения в коммерческих целях и продавать", - заявил он. Игорь Ашманов предложил ИРИ изучить вопрос и выступить с соответствующей законодательной инициативой.