Валерий Кодачигов
Елизавета Серьгина
22.12.2015

О готовящейся сделке "Ведомостям" рассказал источник, близкий к "Связному". Это подтвердил человек, знакомый с менеджерами "Связного", и источник, близкий к владельцу Fly - британской Meridian Group.

 Взамен Малис или "Связной" могут получить 20-30% Fly, не исключил один из собеседников "Ведомостей".

Сделка еще структурируется, но планируется, что Малис получит долю во Fly не напрямую, а через новую компанию, в которую будут переданы акции производителя смартфонов, утверждает другой. Малис оплатит свою долю брендом Explay, входящего в группу "Связной", говорят все три источника. Под этим брендом компания "Эксплей", входящая в группу "Связной", производила смартфоны, мобильные телефоны, планшеты и другую портативную технику.

По данным "Евросети", за первые 11 месяцев 2015 г. Fly занимал 6-10% российского рынка смартфонов и 3-4% в деньгах. Весь российский рынок смартфонов за первые девять месяцев 2015 г. "Евросеть" оценивает в 4,2 млн устройств и 37 млрд руб.

В апреле 2015 г. доля Explay составляла 6%, но затем начала снижаться, следует из материалов "Евросети". Источник связывает это с дефицитом оборотных средств. Компания своевременно закрыла кредит в размере 1,5 млрд. руб.в начале 2015г, но перекредитоваться не смогла из-за смены собственников "Связного" и связанных с этим проблем, утверждает он.

Финансовые и операционные показатели Meridian Group не разглашаются. По данным The Economic Times, в 2010 г. выручка Meridian Group составляла $130-140 млн. В 2014 г. выручка Explay составила 12,9 млрд руб. (+34% год к году), EBITDA - 800 млн руб. (+33%), следует из материалов Explay (копия есть у "Ведомостей"). Представитель "Связного" Мария Заикина не комментирует эти данные.

Что будет с бизнесом Explay, источники "Ведомостей" не говорят. Explay начинал как бренд "Связного", но довольно быстро перестал быть "придворной" маркой - команде менеджеров во главе с гендиректором Эдуардом Ващенко удалось вывести Explay в другие розничные сети, передал "Ведомостям" директор по развитию бизнес другого B-бренда, "Лаборатории Lexand", Михаил Чернышов. Будущее Explay будет сильно зависеть от того, какие люди будут заниматься брендом дальше, считает он. Новым владельцам хорошо было бы сохранить уже существующую менеджерскую команду: как показывает опыт B-брендов, смена руководителей, стоявших у истоков этого бизнеса, может негативно сказаться на его развитии, отмечает Чернышов. Как правило, уход ключевых менеджеров ведет либо к существенному падению оборотов бизнеса, либо вообще к уходу компании с рынка, говорит гендиректор Texet Александр Корольков. В случае необходимости менеджерам Explay по силам построить новый бренд, считает он.