Татьяна Бородина
21.01.2016

Россияне в среднем тратили почти шесть часов в день на просмотр ТВ в новогодние праздники. По сравнению с прошлым годом показатель телесмотрения вырос на 5% (с 331 минуты в день в 2015 году до 347 минут в 2016 году).

Нынешний показатель стал рекордным за последние 7 лет. Такие результаты специалисты агентства Initiative приводят в исследовании на основе данных TNS Russia (аудитория "18+", Россия). По мнению экспертов, из-за роста валютного курса и запрета полетов в Египет и Турцию увеличилось число россиян, оставшихся дома, что объясняет рост времени, которое было потрачено гражданами на просмотр телепередач.

Хватило и "консервов"

В исследовании Initiative отмечается, что по сравнению с прошлыми новогодними праздниками телеканалы увеличили долю развлекательных передач на 14%. Это произошло за счет снижения доли других программ: спортивных — на 5%, музыкальных — на 4%, новостных — на 1%.

В список самых популярных новогодних программ преимущественно попали передачи на "Первом" и "России 1" (ВГТРК). В тройке самых рейтинговых передач — фильм "Иван Васильевич меняет профессию" (рейтинг 10,1%), музыкальная передача "Новогодний парад звезд" (8,7%) и фильм "Ирония судьбы, или С легким паром" (8,6%). Эти передачи были показаны на "Первом" и "России 1" 31 декабря.

В топ-10 развлекательных программ вошли "Юмор года" и "Голубой огонек на Шаболовке" на "России 1" (ВГТРК) (рейтинг каждой передачи — 6,8%). Также зрители смотрели передачи "Точь-в-точь", "Новогодняя ночь на "Первом", "КВН-2015. Встреча выпускников", "Пусть говорят" и "Голосящий КиВиН" — все передачи были показаны на "Первом". В исследовании отмечается, что большинство передач (за исключением "КВН-2015. Встреча выпускников") транслируют на новогодних праздниках из года в год и интерес телезрителей к ним остается на прежнем уровне.

Среди самых популярных фильмов также большое число тех картин, которые уже показывали в прошлом году. В частности, ставший традиционным для показа на новогодних праздниках на "Первом" фильм "Аватар" (рейтинг 7,7%), "Джентльмены удачи" ("Россия 1"), "Кавказская пленница" и "Один дома-2: Затерянный в Нью-Йорке" на "Первом".

Также, как отмечают специалисты Initiative, вызвали высокой интерес зрителей фильмы, которые не показывали в прошлом году. В списке всеми любимые картины "Бриллиантовая рука" и "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Семейное счастье" с Алисой Фрейндлих и Вячеславом Тихоновым на "России 1" (ВГТРК) и российская приключенческая комедия "Овечка Долли была злая и рано умерла" на "Первом".

В топ-10 сериалов вошли картины, которые были показаны на "России 1" (ВГТРК), НТВ, "Первом", "ТВ Центре" и "Пятом канале". Самыми популярными стали комедийные сериалы "Между нами девочками" с Юлией Меньшовой и Галиной Петровой и "Сваты-2" с Федором Добронравовым, Людмилой Артемьевой и Татьяной Кравченко на "России 1". Зрители следили и за "Паутиной-7" (НТВ) — о работе оперуполномоченного майора Федора Туманова и его напарника Петра Грекова.

В число самых рейтинговых сериалов вошел и спецвыпуск, которого с нетерпением ждали поклонники "Шерлока", "Шерлок: Отвратительная невеста" с Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фриманом (рейтинг 4%). Также зрители смотрели "Улицы разбитых фонарей. Менты-6" и "Братаны-2" на НТВ, "Мой личный враг" на "ТВ Центре", "Серафима прекрасная" на "Первом" и "Кремень" на "Пятом канале".

— 2015 год был сложный как для телезрителей, так и для телеканалов. На фоне роста курса доллара каналы были вынуждены сокращать бюджеты, при этом закупка иностранной техники и продукции продолжалась в валюте. Это не способствовало приобретению качественного материала. Поэтому на новогодних праздниках телеканалам пришлось ставить так называемые "консервы", среди которых и советские фильмы. Они дают гарантированные рейтинги, и при этом их прокат обходится телеканалам практически бесплатно, потому что они уже ранее были куплены библиотекой. К тому же путем увеличения доли развлекательных передач телеканалы хотели отвлечь зрителей от тяжелой экономической и политической ситуации, — пояснил медиаэксперт, бывший директор интернет-проектов "СТС Медиа" Аскар Туганбаев.

Также Туганбаев отметил, что увеличение показателя телесмотрения связано с кризисом и процессом старения населения.

— Всё большее количество людей не могут позволить себе полететь за границу в силу как экономических, так и политических причин. Следовательно, люди остаются дома и больше смотрят телевизор. К тому же у нас происходит довольно сильное старение населения: всё больше людей выходит на пенсию, и появляется огромный потенциал роста телевизионный базы в России, — отметил медиаэксперт.

"Первый" на втором

По данным TNS Russia (аудитория "18+", Россия), рейтинг телеканалов по среднесуточной доле возглавил "Россия 1" (ВГТРК) (доля 13,3%), опередив "Первый" (доля 13%). В топ-10 также вошли НТВ (8,4%), ТНТ (8,3%), РЕН ТВ (6,2%) и СТС (5,3%), "Домашний" (3,2%).

— Новогодние каникулы — время, когда люди смотрят телевизор больше, чем обычно. В этот период более высокого телесмотрения особенно важно получить хорошие аудиторные показатели. Нашим телеканалам — СТС и "Домашнему" — это удалось благодаря эффективному программированию, продвижению и качественному контенту, — пояснил замгендиректора "СТС Медиа" по стратегическим и маркетинговым коммуникациям Олег Кузьмин.

— По итогам праздников РЕН ТВ занял 5-е место среди всех телеканалов. Кроме того, три дня подряд — 5, 6 и 7 января — РЕН ТВ становился самым популярным из всех каналов в своей целевой аудитории (мужчины в возрасте 25–54 лет). Первое место телеканалу принесли проекты собственного производства и спецпрограммирование (5 января — День космических историй, 7 января — День шокирующих гипотез), а также показ популярных российских художественных фильмов, — отметили в пресс-службе РЕН ТВ.

Директор по маркетингу и PR канала ТНТ Гавриил Гордеев рассказал "Известиям", что подготавливать телезрителей к праздникам телеканал начал заранее.

— За несколько дней до Нового года у нас в эфире прошли финалы популярных шоу, новогодние выпуски сериалов, премьерный большой стендап Павла Воли. Благодаря этому мы очень крепко вошли в новогодние праздники, — рассказал Гордеев. — По целевой аудитории канала ТНТ (14–44) в праздничные дни с 1 по 10 января 2016-го мы — на первом месте с долей 13,4%. Если говорить именно о "18+", то даже по этой аудитории канал ТНТ собрал максимальные доли в дни показа программы "Битва экстрасенсов" — 6 и 7 января, а также занял второе место в топ-3 телеканалов.

"Большую тройку" теснят кабельные каналы

По оценке специалистов Initiative, в 2015 году доля каналов "большой тройки" — "Первый", "Россия 1" (ВГТРК) и НТВ — снизилась на 3%, с 41 до 38%. Одна из причин — рост доли кабельных каналов (с 11 до 13%). Во время новогодних праздников также наблюдается снижение доли "большой тройки" на 3% и рост доли кабельных каналов на 2%.

— Снижение доли пяти основных каналов — это основная тенденция развития телевидения на ближайшие годы. Если в 2003 году суммарная доля первых пяти каналов была 85%, то в 2012 году — всего 53%. А к 2018 году суммарная доля ожидается на уровне 35–40%. В первую очередь это связано с ростом проникновения телеканалов в регионы и с переходом на цифровое вещание, которое позволяет одновременно предлагать пользователю сотни каналов, — поясняет Аскар Туганбаев. — Если в обычном режиме зрители имеют ограниченный лимит времени на просмотр ТВ и выбирают уже проверенные каналы первой тройки, то в выходные и праздники они могут уделить телевизору гораздо больше времени и перещелкивать каналы в свое удовольствие. Основные телеканалы на праздниках любят на весь день ставить повторы сериалов и предлагают зрителю всё меньше нового и оригинального продукта. Соответственно, пока зрители смотрят другие каналы, показатели "основной тройки" падают.

Исследование агентства Initiative проводилось на основе данных TNS Russia по всей России среди аудитории старше 18 лет с 31 декабря по 8 января, согласно общепринятым в телеизмерениях телесуткам, которые длятся с 5 утра до 5 утра следующего дня и условно обозначающиеся с 05.00 до 29.00.