© ComNews
29.01.2016

Эксперты телеком-рынка разошлись в оценках объема российского рынка платного телевидения в прошедшем году. Так, по данным iKS-Consulting, объем рынка платного ТВ в денежном выражении за 2015 г. вырос на 11,7%, а по результатам исследования "ТМТ Консалтинга" - на 21,3%. J`son & Partners Consulting, наоборот, утверждает, что объем российского рынка платного ТВ снизился на 3%.

Маркетолог-аналитик iKS-Consulting Дарья Феоктистова, выступая вчера на форуме CSTB-2016, озвучила итоги по российскому рынку платного ТВ. Так, по данным iKS-Consulting, объем рынка платного ТВ за прошлый год, по сравнению с 2014 г., вырос на 11,7%, до 68,4 млрд руб. Абонентская база составила 39,2 млн домохозяйств, что на 5,4% больше показателя 2014 г.

Доли российского рынка платного ТВ по абонентам за 2015 г. распределились между основными игроками следующим образом: НАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор ТВ") - 30%, следом идет ПАО "Ростелеком" (21%). Третье место по абонентам платного ТВ разделили ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ООО "Орион Экспресс". У каждой из этих компаний доля рынка составляет 7,1%. Замыкает первую пятерку АО "ЭР-Телеком Холдинг" (бренд "Дом.ru") с долей 7%. Оставшиеся 28% абонентов платного ТВ распределены между прочими игроками.

По данным другого консалтингового агентства - "ТМТ Консалтинга", объем российского рынка платного ТВ за 2015 г. вырос на 21,3% и составил 70 млрд руб. "Столь значительный рост был связан с тем, что еще в самом начале 2015 г. большинство операторов, чтобы компенсировать растущие расходы на закупку контента, подключение и обслуживание абонентов, вынуждены были пойти на повышение тарифов. Как следствие, средний счет на одного абонента (ARPU) вырос за год в среднем по рынку на 14% со 134 руб. до 151 руб.", - говорится в исследовании "ТМТ Консалтинга".

По мнению аналитиков "ТМТ Консалтинга", такой волны повышения тарифов в 2016 г. ожидать не стоит, но, тем не менее, ARPU продолжит расти за счет более активного использования дополнительных сервисов. В 2016 г. объем российского рынка платного ТВ, по прогнозам "ТМТ Консалтинга," превысит 73 млрд руб.

Доли рынка между основными игроками (по показателю доходов) по версии "ТМТ Консалтинга" распределились следующим образом: "Ростелеком" - 27%, "Триколор ТВ" - 21%. Следом идет "ЭР-Телеком Холдинг" с долей рынка 10%, МТС - 9%. Пятерку замыкает группа компаний "Акадо" (5%). Остальные 28% российского рынка платного ТВ распределены по другим игрокам.

Как уверяют в "ТМТ Консалтинге", прошлогоднее повышение тарифов не привело к массовому оттоку абонентов, как опасались операторы. Число домохозяйств, подключенных к услуге платного ТВ, по сравнению с 2014 г. выросло на 3,7%, до 39,4 млн.

Данные "ТМТ Консалтинга" о долях российского рынка платного ТВ по количеству абонентов за 2015 г. практически схожи с результатами iKS-Consulting ("Триколор ТВ" с 30%, "Ростелеком" с 22%, МТС, "ЭР-Телеком Холдинг" и "Орион Экспресс" - по 7% каждый).

В J'son & Partners Сonsulting еще не проводили финальных оценок в разбивке по игрокам рынка. Однако сделанная J'son & Partners Сonsulting оценка объема российского рынка платного ТВ за 2015 г. отличается от данных iKS-Consulting и "ТМТ Консалтинга". Так, по данным J'son & Partners Сonsulting, объем рынка платного ТВ за прошлый год по сравнению с 2014 г. снизился на 3%, до 64,7 млрд руб. "Рынок плавно восстановится и в 2016 г. достигнет показателей 2014 г. Далее, если игроки сосредоточатся на базовых услугах, будет наблюдаться скромный рост на 2-3% в год. Настоящий рост возможен при условии развития дополнительных услуг", - заметил в беседе с ComNews руководитель департамента платного ТВ и медиаконтента J'son & Partners Сonsulting Дмитрий Колесов.

По мнению пресс-секретаря, начальника отдела по работе со СМИ МТС Дмитрия Солодовникова, драйвером роста платного телевидения в 2016 г. станут пакетные предложения, а также сервисы гибридного ТВ. "Клиенты предпочитают пользоваться телеком-сервисами одного оператора - в этом случае они могут рассчитывать на дополнительные скидки при подключении пакета из нескольких сервисов, кроме того использование услуг одного оператора удобней для оплаты и обслуживания", - считает Дмитрий Солодовников.

При этом, продолжил он, максимальный рост могут показать операторы, развивающие сервисы гибридного ТВ, которое позволяет пользователю потреблять контент в любом удобном месте и в любое удобное время.

"В борьбе за абонента победит тот, кто предложит больше, чем просто телевидение: качественный контент, способный конкурировать с федеральными каналами, сервисы, повышающие комфорт телесмотрения, новые технические решения", - считает представитель "Орион Экспресса". Сама компания планирует увеличить долю по абонентам на рынке платного ТВ в 2016 г. до 8%.

В целом, по словам представителя "Ростелекома", рынок платного ТВ продолжит расти. "В непростых экономических условиях люди предпочитают переориентироваться на домашние развлечения. Подписка даже на премиальный пакет телеканалов по цене сопоставима с парой билетов в кинотеатр, но при этом отличный контент будет доступен круглосуточно и всем членам семьи", -  отметил в беседе с ComNews представитель "Ростелекома".