© ComNews
29.01.2016

Продажи смартфонов в российских ритейл-сетях продемонстрировали рост в деньгах, но при этом упали в натуральном выражении. Всего в стране в 2015 г. было продано около 26 млн смартфонов на сумму порядка 260 млрд руб. Основными тенденциями рынка стали увеличение среднего чека на устройство, рост популярности LTE-смартфонов, китайских брендов и гаджетов средней ценовой категории.

Ритейл-сеть ПАО "МегаФон" в 2015 г. показала рост продаж. Смартфонов компания продала на 19% больше, чем в 2014 г. При этом 43% продаж пришлись на бюджетный ценовой сегмент (до 3,5 тыс. руб.). По итогам 2014 г. этот сегмент давал 30% продаж. Средняя цена на смартфоны вендоров снизилась на 18% год к году и составила 5467 руб.

Продажи LTE-смартфонов в рознице оператора выросли на 53% по сравнению с 2014 г. Их доля в продажах смартфонов выросла на 3 п.п. год к году и составила 10%.

По итогам 2015 г. в топ-5 продаж смартфонов не оказалось ни одного А-бренда. Их доля в общих продажах снизилась с 40% (в 2014 г.) до 14%. Наиболее популярными у посетителей салонов "МегаФона" стали устройства китайских производителей. Первая пятерка выглядит так: ZTE, Micromax, Alcatel, Lenovo, Fly. В 2014 г. на вершине хит-парада продаж были Fly, Samsung, Nokia, Lenovo, Alcatel.

Как отметил директор по продажам и обслуживанию "МегаФона" Михаил Золотовицкий, на продажи мобильных устройств повлиял рост стоимости иностранной валюты. Операторской рознице пришлось расширить ассортимент бюджетных моделей. "В этом году мы планируем увеличить количество ценовых предложений, особенно по формуле "купи мобильное устройство - получи часть затраченной суммы на мобильный счет". Как показывает практика, такие акции очень востребованы клиентами", - сообщил Михаил Золотовицкий.

Как сообщила пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева, выручка от продаж смартфонов в салонах "Билайна" в 2015 г. увеличилась на 17%. Если в 2014 г. доля смартфонов в категории до 3 тыс. руб. составляла 60%, то в 2015 г. она снизилась почти в два раза. В сегментах 3-5 тыс. руб. и 5-10 тыс. руб. продажи, наоборот, выросли в два раза. "Те категории покупателей, кому были доступны лишь самые дешевые смартфоны, сократили свою покупательскую активность, а более состоятельные продемонстрировали больший интерес к среднему ценовому сегменту. Рост доли последних объясняется еще и тем, что в продажах появилось больше качественных смартфонов в средней ценовой категории", - сообщила Анна Айбашева. Продажи LTE- смартфонов в сети "Билайна" выросли более чем вдвое.

Наиболее популярными брендами в ритейле оператора в 2015 г. стали брендированные смартфоны "Билайн", а также Alcatel, Micromax, Apple и Samsung. В 2014 г. пятерка лидеров выглядела следующим образом: "Билайн", Samsung, Apple, Alcatel, Nokia.

По данным аналитиков ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), в 2015 г. в России было продано 26 млн смартфонов, что на 8% меньше, чем в 2014 г. (28 млн штук). Объем рынка составил 260 млрд руб., что на 6% больше, чем в 2014 г. (247 млрд руб.). Средний чек на устройство вырос с 9 тыс. руб. в 2014 г. до 10 тыс. руб. в 2015 г.

Доля LTE-устройств в продажах смартфонов в России составила 26% (рост за год на 11%). Эти устройства в среднем подешевели до 22 тыс. руб. с 24 тыс. руб. в 2014 г. Объем продаж LTE-смартфонов превысил суммарный показатель за все предыдущие годы (6,1 млн устройств) и составил 6,7 млн штук. По подсчетам МТС, LTE-смартфоны стали основным генератором выручки в российском сотовом ритейле - на них пришлось больше половины (57%, или около 150 млн руб.) выручки от реализации смартфонов в России.

По подсчетам специалистов "Евросети", в 2015 г. в России было продано 25,5 млн смартфонов, что на 8,4% меньше, чем в 2014 г. (27,8 млн штук). В деньгах объем рынка, наоборот, увеличился на 5% - с 246 млрд руб. до 258 млрд руб. Средняя цена устройства, по данным ритейлера, снизилась год к году на 14,6% и составила 10,1 тыс. руб. (в 2014 г. - 8,8 тыс. руб.).

Сходные данные и у ритейлера "Связной". По их подсчетам, в 2015 г. в России было продано порядка 26 млн смартфонов на сумму более 260 млрд руб. В штуках рынок сократился на 5%, в рублях вырос на 6%. "Сокращение продаж в натуральном выражении обусловлено экономической ситуацией и падением реальных доходов населения. Увеличение оборота от продаж в рублях вызвано ростом стоимости гаджетов", - сообщила PR-директор компании Мария Заикина.

Как сообщили ComNews в пресс-службе компании, с увеличением цен многие гаджеты переместились в более высокие ценовые сегменты. Поэтому продажи самых бюджетных устройств (до 3 тыс. руб.) сократились на четверть. При этом если в 2014 г. в сегменте более 30 тыс. руб. продавались считанные единицы моделей смартфонов, то в 2015 г. количество моделей выросло многократно.

Как заявили в пресс-службе "Связного", в сегменте LTE-смартфонов в 2015 г. динамика была более позитивная, чем в целом по рынку. Доля "умных" телефонов с поддержкой LTE в России превысила 20% от всех продаж смартфонов в натуральном выражении.

Как сообщила пресс-служба "МегаФона", продажи планшетов в 2015 г. показали небольшой прирост, на 3%, к 2014 г. В этом сегменте доля бюджетных устройств (до 5 тыс. руб.) еще больше - 70%. Продажи планшетов в ценовой категории до 2 тыс. руб. составили 30%. Средняя цена за планшет в 2015 г. - 4498 руб., что на 30% ниже, чем в 2014 г.

Продажи планшетов в рознице "ВымпелКома" в прошедшем году выросли год к году на 63%, а выручка - на 80%. Наиболее популярными в 2015 г. (в порядке убывания) были планшеты Irbis, "Билайн", Oysters, Prestigio и Alcatel. Как сообщила пресс-секретарь компании, в 2014 г. клиенты чаще всего покупали планшеты "Билайн", Alcatel, Apple, Samsung и Lenovo.