© ComNews
02.02.2016

В прошлом году россияне приобрели на 5% смартфонов меньше, чем в 2014 г. При этом более трети выручки российским ритейлерам принесли смартфоны вендоров Apple и Lenovo. По прогнозам компании "Связной", в течение 2016 г. Lenovo может выйти в России на первое место по продажам в штучном выражении.

Как отмечают в "Связном", за 2015 г. российский рынок смартфонов впервые сократился. В штучном выражении продажи смартфонов уменьшились на 5% по сравнению с 2014 г. Однако в денежном выражении продажи увеличились на 6% за счет роста цен. Всего в стране в 2015 г., по оценкам "Связного", реализовано более 26 млн устройств на сумму порядка 260 млрд руб. Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов составила около 70% в штуках и приблизилась к 95% в рублях.

По данным "Связного", смартфоны iPhone и Lenovo сформировали более трети выручки российских ритейлеров. Так, iPhone обеспечили розничным сетям 27% выручки от продаж всех моделей смартфонов. "Оборот от реализации iPhone в абсолютных значениях не изменился по сравнению с 2014 г.", - сообщают в "Связном".

За iPhone по продажам в деньгах с показателем около 25% следует Samsung. "На позиции корейского бренда в России сильно повлияло исчезновение устройств компании из крупных розничных сетей во втором полугодии 2015 г. Как результат - провал в IV квартале, когда в России было продано на 27% меньше устройств бренда относительно октября-декабря 2014 г. В июле-декабре Samsung потерял 15% рыночной доли по сравнению с первой половиной 2015 г.", - говорится в сообщении "Связного".

В Samsung прокомментировали позицию "Связного". "По сравнению с 2014 годом, доля Samsung в прошлом году в денежном выражении выросла почти на 3%. Сравнивая первое полугодие 2015 года со вторым, мы отмечаем небольшой спад в связи с экономической ситуацией", - отметили в пресс-службе Samsung Electronics.

Смартфоны Lenovo в 2015 г. по данным "Связного" продемонстрировали хорошую динамику роста в денежном и штучном выражении. В денежном выражении в сегменте смартфонов в России китайская компания заняла третье место.

"За год его (бренда Lenovo - Прим. ComNews) доля в денежном выражении увеличилась более чем вдвое, с 4% до 9%, а продажи выросли на 120%, - сообщают эксперты "Связного". - Lenovo также стала лидером по динамике продаж в натуральном выражении и по темпам роста доли рынка в штуках. В 2015 г. россияне купили свыше 2,5 млн смартфонов Lenovo - это почти в два раза больше, чем годом ранее. Доля компании в России увеличилась с 5% до 10%. В течение 2016 г. китайский бренд может выйти на первое место по продажам в штуках".

В ПАО "Мобильные ТелеСистемы" не согласны с подобной методикой оценки рынка, когда, по словам представителя МТС, два различных сегмента - в данном случае устройства A-бренда и B-бренда - ставятся в один ряд с целью выявить какой-то мнимый тренд на рынке. По словам пресс-секретаря, начальника отдела по работе со СМИ МТС Дмитрия Солодовникова, доля Apple в выручке ритейлеров по итогам 2015 г. в России упала, доля Lenovo выросла на эффекте низкой базы. Суммарная выручка от продаж гаджетов двух этих брендов, как добавил он, в 2015 г. в сравнении с 2014 г. осталась практически без изменений.

"Самым же популярным брендом смартфонов в России остается Samsung, он же стал единственным A-брендом, который увеличил долю на рынке в 2015 г. В целом мы видим рост интереса к устройствам азиатских вендоров - Samsung, ZTE, Huawei, Lenovo и др. - и увеличение их присутствия на рынке как в рублях, так и в штуках", - отметил в разговоре с корреспондентом ComNews Дмитрий Солодовников.

Ритейлер "Евросеть", напротив, согласен с выводами "Связного" по российскому рынку смартфонов. По данным "Евросети", за 2015 г. российский рынок смартфонов в штучном выражении сократился на 8,4%, а в денежном, наоборот, вырос на 5%. "В денежном выражении по итогам 2015 г. лидирует Apple (27%), далее следует Samsung (24%) и Lenovo (8%), - рассказала в беседе с ComNews PR-директор "Евросети" Ульяна Смольская. - По количеству продаж лидирует Samsung (21%), второе место занимает Lenovo (10%). Доля Apple - 8%".

По словам менеджера по связям с общественностью "М.Видео" Юлии Зотовой, в 2015 г. компании Apple, Samsung и Lenovo заняли наибольшие доли по продажам в розничной сети в денежном выражении. "В 2015 г. мы также увидели рост продаж смартфонов Lenovo в абсолютном выражении", - сказала она. В целом, как добавила Юлия Зотова, в 2015 г. продажи смартфонов в сети "М.Видео" показали рост на 51% в денежном выражении.

Заметный рост продаж смартфонов Lenovo в розничных сетях наблюдают ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и Tele2. "В 2015 г. продажи мобильных устройств этого вендора в розничных сетях Tele2 выросли почти в три раза", - отметила пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина. По ее словам, в целом в 2015 г. продажи смартфонов в салонах Tele2 увеличились в два раза. Самыми популярными брендами в прошлом году в розничных сетях Tele2 стали Samsung, Fly, Micromax, Lenovo и Nokia.

"Lenovo действительно демонстрирует высокую динамику продаж, однако в наших продажах уступает таким брендам, как Micromax, Microsoft и ZTE", - заявила пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. Она сказала, что в 2015 г. общее количество проданных смартфонов в рознице сократилось на 4% по сравнению с 2014 г. При этом выручка от их продажи увеличилась на 17%. "Наиболее популярными в 2015 г. стали брендированные смартфоны "Билайн", а также Alcatel, Micromax, Apple и Samsung", - уточнила она.

У ПАО "МегаФон" в пятерку самых продаваемых брендов по продажам смартфонов за 2015 г. вошли ZTE, Micromax, Alcatel, Lenovo и Fly. "Доля смартфонов A-брендов в общих продажах смартфонов в "МегаФоне" составила 14% - в 2014 г. доля составляла 42%. Смартфоны Lenovo как были по продажам на четвертом месте в 2014 г., так и остались", - сказала руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина.

В целом, по словам представителя "Связного", главным фактором, который будет определять динамику продаж в сегменте смартфонов в 2016 г., будет экономическая ситуация, которая вряд ли улучшится по сравнению с прошлым годом. "Мы ожидаем, что в натуральном выражении рынок смартфонов в России как минимум не вырастет относительно 2015 г. Что касается продаж в рублях, то все будет зависеть от колебаний курсов валют, которые быстро меняются в течение последнего месяца", - заметил представитель "Связного".

Если говорить о потребительском поведении и предпочтениях клиентов, продолжил он, то "Связной" ожидает, что люди будут еще более взвешенно подходить к выбору гаджета, активно пользоваться заемными средствами при покупке смартфона и приобретать страховые продукты, позволяющие минимизировать риск при потере, поломке гаджета.

По мнению представителя "Связного", приоритетным фактором, влияющим на принятие решения о покупке устройства, останется соотношение цены, функционала и качества гаджета. Смартфон останется "первым экраном" для пользователей, как считает он, и тенденции на этом рынке будут более позитивными, чем, например, в категории планшетов, ноутбуков и других сегментах персональной электроники.

"Также будет расти популярность LTE-смартфонов и фаблетов. В сегменте 4G-устройств продолжат появляться доступные гаджеты с поддержкой LTE, а фаблеты будут постепенно заменять собой смартфоны с диагональю дисплея менее 5 дюймов, а также небольшие планшетные компьютеры", - заключил представитель "Связного".