Валерий Кодачигов
20.02.2016

В 2015 г. продажи фаблетов (смартфонов с диагональю пять и более дюймов) впервые превысили продажи планшетных ПК, следует из отчета J’Son & Partners Consulting.

Сколько устройств обеих категорий было продано, компания не раскрывает. По данным "Евросети", в 2015 г. в России было продано 7,5 млн смартфонов с диагональю дисплея свыше пяти дюймов против 4,8 млн в 2014 г., говорит представитель ритейлера Ульяна Смольская. У продаж планшетов в России обратная динамика: в 2014 г., по данным "Евросети", было продано 9,4 млн устройств, тогда как в 2015 г. – всего 6,1 млн. Выручка от продаж фаблетов выросла за год на 63% до 101 млрд руб., говорит Смольская, а доходы ритейлеров от продаж планшетов снизились на 35% до 53 млрд руб.

У "Связного" в целом похожие данные: продажи фаблетов и планшетов с 2014 г. составили соответственно 3,6 млн и 9 млн, а в 2015 г. – 7,5 млн и 6,2 млн устройств.

Выручка от продаж фаблетов в России в 2015 г. оказалась вдвое выше рынка планшетов, отмечает представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Продажи смартфонов с большими экранами в России росли, несмотря на падение самого рынка смартфонов. По данным "Евросети", 2015 год стал первым годом падения количества проданных смартфонов: еще в 2014 г. рынок вырос на 41%, а в минувшем году россияне приобрели 25,5 млн смартфонов, на 8,4% меньше, чем годом ранее. То есть на фаблеты в 2015 г. пришлось почти 30% продаж против 17% годом ранее.

В салонах "Мегафона" продажи фаблетов в 2015 г. превысили продажи планшетов более чем вдвое, рассказывает представитель компании Юлия Дорохина. Она связывает это с увеличением ассортимента этих устройств: в 2014 г. к фаблетам относилось 15,6% продававшихся в "Мегафоне" смартфонов, а в 2015 г. – уже 27,5%. Из-за кризиса покупатели меньше интересовались планшетами и выбирали фаблеты как устройства "два в одном", на все случаи жизни, вместо того чтобы отдельно приобретать смартфон и планшетный ПК, считает Дорохина.

Благодаря большому экрану фаблет может выполнять функции планшета, согласна представитель "Связного" Мария Заикина. В кризис покупатели экономят, чаще отказываются от покупки второго устройства (планшета) и заменяют его смартфоном с большим экраном, подтверждает она. В России рынок планшетов насытился в 2014 г., когда планшет покупали к каждому третьему смартфону (в мире – только к каждому пятому), отмечает Заикина. По ее словам, фаблеты при этом стали популярнее, поскольку проникли в средние и низкие ценовые сегменты: сегодня такое устройство можно купить менее чем за 5000 руб. Если средний чек смартфона в 2015 г. вырос на 11%, то средняя цена фаблета за год почти не изменилась – она составила около 12 800 руб., добавляет Заикина.

Фаблеты и планшеты – это все-таки разные устройства и тенденции к полной замене одного другим нет, считает директор управления товарных категорий "Евросети" Алексей Широков. Возможно, кто-то и предпочитает пятидюймовый смартфон восьмидюймовому планшету, но сколько таких покупателей, точно сказать нельзя, отмечает он.

Продажи фаблетов растут вместе с ростом популярности мультимедийного мобильного контента, развитием связи четвертого поколения и ее удешевлением – в 2015 г. пользователи, по сути, впервые получили возможность смотреть онлайн-видео в хорошем качестве и на большом экране где угодно и когда угодно, говорит Солодовников. Кроме того, для абонента фаблет – это основное устройство для выхода в сеть, в то время как планшет – дополнительное, считает он. Рост интереса к фаблетам позитивен для розничных сетей, считает Солодовников: основная выручка от продажи аппаратов в 2015 г. пришлась на широкоэкранные смартфоны, а также на LTE-смартфоны. При этом средняя цена фаблета на 30% выше, чем у смартфона, и на 60% выше, чем у планшета, утверждает он.